Дума перед выборами

Городские депутаты – о перспективах развития Томска, о сделанном за четыре года и об избирательной кампании на фоне кризиса

 Стартовавший политический сезон в Думе города Томска обещает быть интересным: через год очередные выборы, и перед депутатами встанет непростая задача – в условиях кризиса, а значит, непопулярных решений сохранить лояльность избирателей.

 

Какие вопросы станут приоритетными в ближайшее время? Плодотворными ли оказались предыдущие четыре года? Эти вопросы журналисты «ТН» обсудили с председателем комитета по благоустройству и транспорту Махиром Рустамовым, зампредседателя комитета по промышленности и инвестиционной политике Русланом Гурьевым и зампредседателя комитета по градостроительству и землепользованию Алексеем Сергеевым.

Эффект бизнеса

– Позади болезненное, третье по счету секвестрирование городского бюджета. Будет ли еще один секвестр?

М. Рустамов:

– Корректировки не исключены, но секвестра, думаю, не будет. И так порезали все, что было возможно… Но удалось выполнить главную задачу: мы устояли! Кризисный год обошелся без социальных потрясений, ни одна программа не была закрыта. Более того: некоторые из них получили дополнительное финансирование. Так, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда вместо 34,9 млн рублей потрачено 52,4 млн. Программа «Старшее поколение» увеличена более чем на 8,6 млн, «Здоровое питание детей» – на 3,2 млн. Нашли деньги на создание городской больницы скорой помощи, на сохранение деревянного зодчества и т.д.

А. Сергеев:

– Следующий год будет не менее тяжелым: на заседании бюджетно-налогового комитета уже звучало, что область рекомендует снизить бюджет-2010 еще на 10%. Окончательная версия будет вынесена на октябрьское собрание Думы, но и так ясно: урезать расходы бесконечно мы не можем, поэтому очень актуальным станет вопрос эффективного расходования каждого рубля. Придется думать: как за те же деньги получить более качественный продукт? Уже, например, начали обсуждать возможный перевод муниципальных учреждений в статус автономных некоммерческих организаций. Это позволит им самостоятельно решать, на какие цели в первую очередь потратить выделенные бюджетные средства.

– В нынешнем составе городской Думы много бизнесменов. Повлияло ли это на эффективность управления муниципальными финансами?

А. Сергеев:

– Считаю, за последние годы бюджетные средства стали использоваться гораздо эффективнее. Например, Генеральный план Томска и правила землепользования и застройки, принятые нами в 2007 году, определили приоритеты развития города и упорядочили движение в оптимальном направлении.

Р. Гурьев:

– Благодаря участию депутатов на 2% была снижена ставка привлечения денег по облигационным займам. Также проведена большая работа по эффективному использованию муниципального имущества. Не секрет, что раньше оно уходило за копейки. После того, как мы подняли арендные ставки, город стал зарабатывать на своей собственности. И порой мы получали за нее цену гораздо выше рыночной. Характерный пример: в 2007 году один «квадрат» площади бывшего Дома быта в центре города на пер. Нахановича, 12, ушел по 51,371 тыс. рубля, а весь объект — по цене около 126 млн. Самую большую сумму городской бюджет получил от продажи комплекса нежилых строений по ул. Трифонова, 23, – более 173 млн рублей, в том числе 103 млн от продажи земли. В 2008 году один «квадрат» площади по адресу: пр. Ленина, 85, ушел к инвесторам за 206 тыс. рублей. Все эти деньги пошли в бюджет города.

М. Рустамов:

– В ближайшее время будем рассматривать предложение депутата Сергеева о мерах по снижению напряженности на рынке труда. Алексей Леонидович как директор крупного предприятия (строительной компании «КонтинентЪ». – Прим. ред.) предложил хорошую идею: прекратить массовую отправку молодых специалистов на общественные работы, где они только теряют квалификацию. Лучше эти деньги – 5-6 тыс. – перечислять коммерческим структурам, которые предоставляли бы работу по специальности, а из городских денег выплачивали часть зарплаты. Эффект от этого будет гораздо больше: предприятия с меньшими затратами решат кадровый вопрос, специалисты обретут перспективную работу.

Стимул экономить

– Есть ли способы повысить эффективность коммунальной сферы?

М. Рустамов:

– Раз за разом мы упираемся в проблему взаимопонимания между структурами городской администрации. Например, недавно открыли ул. Клюева, поставили опоры для освещения. Когда встал вопрос о троллейбусной линии, вдруг выяснилось: нужно ставить другие опоры, а нынешние убирать… По-прежнему привычны случаи, как на ул. Карташова: на свежезаасфальтированной дороге начинают вести раскопки, что-то ремонтируют, потом снова кладут асфальт, потом опять раскапывают… Сейчас в мэрии создается новая структура – департамент городского хозяйства, где будут объединены все службы, имеющие отношение к коммунальной сфере, благоустройству и транспорту. Надеюсь, что работа этого департамента под руководством нашего коллеги Максима Резникова даст положительный эффект.

Р. Гурьев:

– Огромный резерв скрыт в непосредственном использовании энергоресурсов населением.

Скажем, в Германии в каждой квартире обязательно стоят системы учета тепла. Когда человек выходит из дома, он выключает отопление, приходит – включает. Таким образом, происходит эффективное использование энергоресурсов. У нас же в холода все форточки открыты: люди не экономят… Пока не распространится индивидуальный учет тепла, мы так и будем отапливать улицу.

– Но как заставить людей перейти на счетчики? Это не каждому по карману…

А. Сергеев:

– Их надо не заставлять, а стимулировать. Для начала следует установить такие тарифы, чтобы было невыгодно платить без счетчика. Грубо говоря, берем 100 наиболее эффективных ТСЖ, определяем средний коммунальный платеж за энергопотребление, умножаем на три и принимаем за норму. Одновременно начинаем активно объяснять населению, что оплата по счетчикам уже сейчас дает экономии до двух раз. Далее необходимо всеми способами стимулировать граждан на создание ТСЖ. Такая форма управления домом делает людей более ответственными – они начинают думать, как эффективнее использовать услуги ЖКХ. И, как показывает практика, благодаря оптимизации платят за них в два раза меньше.

Поле для инвестиций

– Последнее время много говорят о возросшей инвестиционной привлекательности Томска, мол, для этого созданы прозрачные и понятные условия игры. Но в реальности примеры можно пересчитать по пальцам одной руки: «Metro», «IKEA», «Domina Group»… Почему инвесторы не отреагировали, и мы выглядим хуже, чем Красноярск, Новосибирск, Омск?

М. Рустамов:

– Надо признать, что в плане инвестиций дела у нас обстоят действительно хуже, чем у соседей. Во многом это происходит из-за объективно сложившейся транспортной ситуации. Но – скажу крамольную вещь – порой меня это радует: например, если в Томск придут крупные сетевые магазины, цены в которых будут значительно ниже, это больно ударит по нашему малому бизнесу. Тысячи людей могут потерять работу. Поэтому нужно думать о том, как привлечь инвестиции не в торговлю, а в промышленность. Перспективные отрасли – глубокая переработка торфа, лесопереработка и так далее — сегодня остро нуждаются во вливании денег. Льгот для инвесторов подобного рода пока недостаточно, этим вопросом должны вплотную заняться наши коллеги из областной Думы.

А. Сергеев:

– У любого даже иностранного города всегда есть две задачи: создание благоприятной среды для проживания и привлечение как можно больше инвестиций на территорию. Одно стимулирует другое и наоборот. Я уверен: чтобы здесь развивались инвестиционные проекты, недостаточно просто найти промышленную или научно-инвестиционную площадку. Нужно, чтобы люди захотели здесь ЖИТЬ. В Томске есть ряд конкурентных преимуществ: экология лучше, чем в Кузбассе, дороги лучше новосибирских плюс научная и интеллектуальная среда, складывавшаяся десятилетиями (Красноярску отдали федеральный университет, но научные школы за пару лет не создашь). Мы, как городские депутаты, должны сформировать некую программу «Среда обитания и инвестиционная привлекательность». Пока в Томске нет внятной политики по этому поводу.

Р. Гурьев:

– Огромную перспективу имеет левобережье – по площади его территория равна новому городу. Важно правильно определить концепцию развития территории и инвестиционную политику. Но этого нельзя сделать без учета интересов Томского района…

Город и район

– Какие, кстати, отношения у гордумы с Думой Томского района?

А. Сергеев:

– Пока никаких.

М. Рустамов:

– Это, безусловно, наша недоработка.

А. Сергеев:

– Вообще, в 2005 году к определению границ подошли, мягко говоря, некачественно, и сейчас доходит до смешного: люди живут в городе, а пасут скот в Томском районе. Бремя расходов отдали Томску, а ресурсы оставили району… Сейчас сделан первый шаг в поиске компромисса: недавно подписано соглашение о сотрудничестве между администрациями областного центра и Томского района. Мы, в свою очередь, будем пытаться придать новое дыхание агломерации. Без территорий Томского района городу никак – он зажат в городской черте, развиваться некуда.

– Кажется, жители уже присоединенных территорий не в восторге…

А. Сергеев:

– В целом, считаю, сельские жители выиграли от присоединения. В Лучаново какой раньше клуб был? Зайти страшно! Сейчас совсем другое. Местная школа также не ремонтировалась неизвестно сколько – с 2005 года в нее вложили достаточно средств, чтобы дети учились в подобающих условиях.

Р. Гурьев:

– Но во многом люди и проиграли. У меня на округе есть присоединенная территория – поселок Светлый. И столько абсурдных ситуаций! Например, поселковая поликлиника относится к Томскому району и не обслуживает жителей Светлого – они вынуждены ездить лечиться в город. Четыре года безрезультатно бьюсь, чтобы цены на проезд для светленцев были такими же, как для томичей: маршрут между Томском и Светлым остается межмуниципальным – мол, по пути автобус проходит по территории Томского района… Далее — до 2005 года в Светлом находился пост милиции РОВД Томского района. Его убрали, как только Светлый стал городской чертой, и 10 тыс. жителей остались без присмотра. Только в этом году удалось добиться, чтобы свой пост установил Октябрьский РОВД.

А школу – да, отремонтировали, тут не поспоришь.

Индикатор кризиса

– Будете баллотироваться в следующем году?

М. Рустамов:

– В целом, мне кажется, следующий созыв Думы города Томска кардинально не изменится. Этот состав на протяжении всего срока имел плотные контакты с избирателями, очень внимательно относился ко всем просьбам. Если раньше прилично выглядел центр, то сейчас на город стали похожи и окраины. Сделано освещение, дороги, только в этом году на ремонт внутриквартальных проездов потрачено более 27 млн рублей. Осталась проблема с обслуживанием дорог разной категории: на третью, например, выделяется столь мало денег, что их хватает на одну чистку грейдером в месяц. Думаю, этот вопрос решим – впереди еще год работы. Может быть, продолжим и в следующем составе…

А. Сергеев:

– Пока думаю. Я считаю, что мог бы быть полезен городу и в следующем созыве.

Р. Гурьев:

– Мое решение будет зависеть от бизнес-деятельности (Руслан Гурьев – исполнительный директор ЗАО «Сибирская Аграрная Группа». – Прим. ред.). На нашем предприятии не до конца определены стратегические планы на ближайшие 5 лет, исходя из них я и приму решение. У меня нет цели идти в Думу ради статуса – будет просто непорядочно, если я не буду уделять должного внимания депутатской работе.

– Вы все руководители крупных предприятий. Как ваш бизнес пережил кризис?

М. Рустамов:

– На этот год главной задачей было устоять (Махир Рустамов – генеральный директор ООО «Торговый дом «Омега». – Прим. ред.). Что касается минеральной воды «Омега», падение было примерно на 30%. «Угадали» по времени с заводом металлоконструкций: построили, собрали коллектив, и именно в этот момент все обрушилось – заказов нет, бюджетной поддержки нет… Но нам удалось сохранить специалистов, а сейчас наконец-то пошли первые заказы. Так, мы выиграли тендер на строительство спортивного зала в Кожевниковском районе. Стоимость традиционными методами составляла 30 млн рублей, мы сделаем за 12.

А. Сергеев:

– В моей строительной компании объем производства упал в два раза. Предложение до сих пор превышает спрос, но уже чуть-чуть. Думаю, картина в ближайшее время резко не улучшится. С другой стороны, кризис пошел на пользу рынку: «однодневки» ушли, остались сильные и надежные игроки. Сейчас мы выходим в небольшой плюс и будем находиться в нем еще, наверное, долго, но стабильно.

Р. Гурьев:

– Не могу сказать, что мы много потеряли – все-таки пищевая промышленность пострадала меньше всего. И наше предприятие – некий индикатор того, как экономический кризис отразился на соседних регионах, так как у «Сибирской Аграрной Группы» есть филиалы фактически по всей Сибири. Самый большой спад потребления колбасы и мяса – на 25% – наблюдался в Красноярске. В Томске снижение произошло незначительное – на 5-7%. В Кемерово, наоборот, на несколько процентов продажи выросли. Так что налогами бюджет Томска и Томского района, где зарегистрированы предприятия САГ, мы не обделили…

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =