Наука делать деньги

Томские вузы начинают создавать малые инновационные предприятия

 Завод по производству глиоксаля откроется в Томске после инновационного форума. Уникальную технологию – раньше Россия ею не обладала – разработали в лаборатории каталитических исследований ТГУ. Однако на прибыль, которую принесет разработка, университет рассчитывать не сможет, так как формально к производителю не имеет отношения. Принятый в августе закон о малых инновационных предприятиях ситуацию меняет в корне, и следующую идею (производство фармсубстратов на основе глиоксаля) химики попытаются реализовать через новую схему одними из первых в Томске.

Любо-дорого

…Технологию производства глиоксаля в ТГУ разрабатывали с середины 1990-х годов. Вложены были миллионы рублей, из них доля университета составила около 70% (привлеченные гранты, материальная база, интеллектуальные ресурсы). Строительство опытного участка, который уже готов к запуску, обошлось в 50 млн – их нашли у частного инвестора.

– Производить глиоксаль будет малое предприятие, фактически являющееся университетским (хотя бы потому, что частично состоит из его сотрудников), но юридически с ним никак не связанное, – объясняет руководитель лаборатории каталитических исследований ТГУ кандидат химических наук Алексей Князев. – Университет как владелец патента сможет рассчитывать только на отчисления по лицензионному соглашению. Но это не такие большие суммы по сравнению с тем, что будет зарабатывать предприятие: сегодня Россия закупает глиоксаль за рубежом на миллиарды рублей в год, а мы в перспективе намерены полностью закрыть потребность рынка.

Получается, университет невольно теряет огромные деньги — это касается не только глиоксаля, но и многих других разработок. Закон о малых инновационных предприятиях ситуацию поменял, разрешив вузам быть учредителями хозяйственных обществ с уставной долей не менее 25% (в зависимости от того, в какую сумму оценивается интеллектуальная собственность). В малом предприятии, которое сейчас создается для производства фармсубстрата имидазола на основе глиоксаля, 40% учредительной доли будет принадлежать ТГУ.

– Хотим создать прецедент для Томской области — реализовать закон о малых инновационных предприятиях на практике. Уже готовятся учредительные документы и ведется поиск партнеров, – говорит Князев. – Новая схема работы выгодна всем: вуз наконец-то получит доход от своей инновационной деятельности, бизнес — перспективную технологию, за которую не надо платить. Кроме того, бизнесу под университетской крышей не грозит рейдерский захват. Это очень важно, ведь, скажем, в нашем случае кусок будет лакомый: имидазол – компонент для создания многих фармацевтических препаратов (всех, которые оканчиваются на «-зол»). В России он до сих пор не производится.

Близок локоть…

Каждый томский вуз заявил сегодня по несколько малых инновационных предприятий, которые может создать до конца 2009 года. Всего около 20, связаны они с различными отраслями: химической промышленностью, лесопереработкой, IT-технологиями и т.д.

– Проблема в том, что разработки, которые имеют хорошую перспективу коммерциализации, давно переданы по лицензионным соглашениям: за последние три года создано 127 малых предприятий, – говорит председатель областного комитета по науке и инновационной политике Алексей Пушкаренко.

Его поддерживает и проректор ТГУ по научной работе Григорий Дунаевский:

– В соответствии с новым законом мы должны передать интеллектуальную собственность в качестве доли в уставном капитале в новое предприятие. А как быть с теми двумя десятками, которые уже используют наши разработки по лицензионному соглашению? Отозвать соглашение? Перерегистрировать предприятие? Или, может, забыть о них, потеряв надежду на прибыль? В законе должны быть разъяснены эти моменты, значит, он нуждается в доработке.

Кроме того, до сих пор не ясно, каким образом вуз сможет использовать прибыль.

– У нас накоплено огромное количество патентов. Во всем мире этот документ означает деньги – и для автора, и для вуза. Но не в России, – говорит Дунаевский. – В наших финансовых документах до сих пор не предусмотрены доходы от интеллектуальной собственности.

Собственно, доходов и не было.

– Лицензионные соглашения на использование патентов университет подписывал несколько лет, но, к счастью для разработчиков, в большинстве этих соглашений мы не закладывали отчисления вузу в первые годы действия. Понимали, что нужно время, чтобы разработка начала приносить прибыль, – рассказывает Дунаевский.

Если бы какие-то деньги университету перечислялись, они все равно лежали бы мертвым грузом по описанной выше причине. Сейчас, когда закон разрешает вузам зарабатывать, возникла другая проблема: их уставы с весны находятся на переутверждении в Рособразовании, и в них опять отсутствует пункт о возможности быть соучредителями малых предприятий.

– Сейчас мы готовим поправки в устав, которые отправим в Рособразование, – говорит Григорий Дунаевский. – Этим же вопросом озадачена и Москва, и вообще все вузы, ведущие инновационную деятельность. Проблема в том, что любое изменение устава должно быть согласовано с Минфином и Минюстом. Скорее всего, документ унифицируют и предложат вузам комплект типовых изменений.

Вузы надеются получить их до конца месяца.

 

Комментарий в тему

Алексей Пушкаренко, председатель областного комитета по науке и инновационной политике:

– Томские научные учреждения ежегодно получают около 500 патентов. Как только решится вопрос с уставами университетов, они, безусловно, получат больше возможностей зарабатывать на интеллектуальной собственности. Но массовое создание малых инновационных предприятий при вузах вряд ли произойдет – пока к нововведению относятся с опаской. Во-первых, это отложенная прибыль: по сравнению с миллиардными бюджетами вузов прибыль от инновационного бизнеса пока ничтожно мала. Так, малые предприятия, созданные в рамках бизнес-инкубатора ТУСУРа, зарабатывают пока всего 70-90 млн рублей в год. Во-вторых, имеется слишком много юридических нестыковок. К примеру, закон позволяет вузам оценить объект интеллектуальной собственности и внести его в качестве уставного капитала в создаваемое малое предприятие. Но, если в его уставном капитале больше 25% принадлежит юридическим лицам, оно уже не может отчитываться по упрощенной схеме уплаты налогов…

Для того чтобы каким-то образом решить эти проблемы, в администрации создана рабочая группа с участием проректоров по научной работе всех вузов.

Сейчас нужен прецедент, и если малые предприятия при вузах докажут работоспособность, администрация будет всячески способствовать их появлению. Например, предоставляя преференции в рамках областных целевых программ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + тринадцать =