Стрежевской НПЗ держит марку

В эти дни Стрежевской НПЗ отмечает 10-летний юбилей. Создание на рубеже веков такого крупного предприятия позволило решить проблему доставки топлива на север, закрыть потребность в нефтепродуктах «Томскнефти» и обеспечить качественным бензином отдаленные районы Томской области и ХМАО.

Трудная стройка

Удивительный факт: являясь одним из основных нефтедобывающих центров страны, Томская область более 30 лет обходилась без собственного НПЗ. Во времена плановой экономики моторное топливо завозилось в Стрежевой и на месторождения «Томскнефти» из других регионов. Но объемы поставок едва удовлетворяли спрос северян и нефтяников, вдобавок цена на бензин там была в два раза выше, чем в южных районах.

Лишь в начале 1990-х годов, когда под натиском рыночной стихии во всех отраслях промышленности началась структурная перестройка, а на первый план вышли показатели эффективности производства, дело сдвинулось с мертвой точки. Просчитав рентабельность переработки нефти на месте и возможные затраты, руководство «Томскнефти», тогда еще государственного предприятия, приняло решение о строительстве НПЗ вблизи Стрежевого. В 1993 году казанский НИИ «Нефтехимпроект» выполнил проект завода с привязкой на местности, а с американской компанией «Петрофак» был заключен контракт на поставку оборудования. На следующий год начался его монтаж, но вскоре стройку пришлось надолго заморозить из-за отсутствия средств.

Возобновились работы на НПЗ только в 1997-м, когда всего за семь месяцев были построены основные производственные объекты. И тут новый поворот: государство продало свой пакет акций Восточной нефтяной компании частному собственнику, мировые цены на нефть резко снизились, основному заказчику — «Томскнефти» оказалось не под силу выполнять контрактные обязательства, и осенью финансирование проекта было вновь приостановлено.

Завершить строительство удалось два года спустя. 17 сентября 1999 года был сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс — установка первичной переработки нефти с получением товарного дизельного топлива. И уже за первые полгода НПЗ, проектная мощность которого составила 200 тыс. тонн сырой нефти в год, произвел более 35 тыс. тонн дизтоплива и 30 тыс. тонн прямогонного бензина. А следующим летом состоялся пуск второй очереди завода, позволившей начать производство товарного автомобильного бензина.

— Строительство завода помогло решить сразу несколько важных задач, — считает директор Стрежевского НПЗ Геннадий Ковязин, работающий на предприятии со дня его основания. – «Томскнефти» удалось сократить издержки по транспортировке и хранению привозных нефтепродуктов, значительно снизить их себестоимость и полностью закрыть потребности в качественном топливе на промыслах и в северных районах области.

Современные технологии в сибирской глубинке

Построенный 10 лет назад Стрежевской НПЗ и сегодня остается самым высокотехнологичным предприятием на севере. Проектировщиком технологической части проекта выступила компания «Петрофак», специалисты которой выполнили автоматизацию всех технологических процессов и разработали комплекс мероприятий по охране окружающей среды и технике безопасности. Заводчане времени зря тоже не теряли: участвовали в монтаже, изучали схемы, вникали в тонкости управления сложным объектом. Впоследствии полученные знания очень пригодились при расширении продуктовой линейки НПЗ.

— Пока получали только дизельное топливо, прямогонный бензин шел в мазут, — вспоминает директор завода. – Но с запуском установки гидроочистки и каталитического реформинга, которую мы сделали собственными силами, завод вышел на новый уровень развития. Мы начали с производства бензина АИ-76, а в 2001-2002 годах после постройки дополнительного резервуарного парка с узлами компаундирования бензинов и ввода высокооктановых присадок перешли на выпуск по ГОСТу бензинов класса «Евро-2» — АИ-80, АИ-92 и АИ-95. В ассортименте — все виды дизельного топлива, кроме арктического. Годовой объем производства составляет 37 тыс. тонн товарного бензина и более 90 тыс. тонн дизтоплива. Этого достаточно, чтобы обеспечить нужды нефтяников, их подрядчиков и поставлять часть нефтепродуктов на свободный рынок.

Сейчас продукция НПЗ реализуется не только в нефтеграде, но и на АЗС Александровского, Парабельского, Каргасокского районов, а также на территории ХМАО. Еще одна установка мощностью 100 тыс. тонн нефти, входящая в структуру завода, действует в вахтовом поселке Пионерном. Этот мини-НПЗ ежегодно производит 23 тыс. тонн дизтоплива, обеспечивая им весь васюганский регион и южную группу месторождений «Томскнефти».

— Проблем со сбытом продукции практически не бывает, — утверждает Геннадий Ковязин. – Транспортная схема давно отлажена и работает без сбоев. И претензий к качеству топлива с момента пуска завода не поступало. Мы дорожим своей репутацией и держим марку.

Модернизация не за горами

Нефтеперерабатывающий завод расположен в 25 км от Стрежевого, неподалеку от центрального товарного парка «Транснефти» и цеха подготовки и перекачки нефти № 1. Сырье поступает на переработку по трубопроводам с Советско-Соснинского месторождения. По сравнению с другими аналогичными объектами НПЗ считается небольшим. Но занимает он огромную территорию и поражает своим индустриальным видом. Резервуары, технологические колонны и реакторы, насосы, котлы, бесконечные нити трубопроводов. Чтобы управлять этим хозяйством, требуется немало знаний, опыта и квалификации.

— Переработка нефти — очень сложный процесс: температура 530 градусов, давление 45 атмосфер, водородосодержащая среда, — рассказывает Геннадий Ковязин. – Поэтому безопасности производства уделяется пристальное внимание. На заводе установлены четыре локальные автоматизированные системы управления, в том числе АСУТП котельной. Оператор за компьютером может одновременно управлять работой двух паровых и одного водогрейного котлов. В резервуарных парках тоже действует автоматизированная система учета нефтепродуктов, с помощью которой можно точно отследить скорость налива в резервуары, скорость убытия, подсчитать баланс. Автоматика помогает точно учитывать и объемы налива нефтепродуктов в автоцистерны, позволяя заполнять сразу пять бензовозов.

Прежде чем получить качественное моторное топливо, сырье проходит несколько этапов переработки. Сначала из нефти выделяют ее составные части путем испарения с последующим разделением на фракции по температуре кипения. Затем бензин-полуфабрикат поступает в установку каталитического реформинга, где происходит его облагораживание. Качество нефтепродуктов постоянно проверяется в специализированной лаборатории. Бензин Стрежевского НПЗ абсолютно бесцветный и, что удивительно, почти не имеет запаха.

В настоящее время на заводе готовится программа модернизации, предусматривающая в течение 2-3 лет переход на выпуск экологически чистых нефтепродуктов. Необходимость реконструкции вызвана требованиями нового технического регламента по качеству продукта стандартов «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5», согласно которому из бензина должны удаляться примеси серы, бензол и ароматика. Как только акционеры утвердят планы развития, на НПЗ начнется строительство новых установок изомеризации и гидроочистки топлива. В перспективе это позволит получать на выходе 90% товарных нефтепродуктов и лишь 10% тяжелых нефтяных остатков.

Команда профессионалов

Коллектив НПЗ небольшой — 207 человек — и очень дружный. Первый набор персонала был проведен еще на этапе строительства. Именно тогда была отобрана группа из 25 выпускников школ, которых после собеседования отправили на учебу в лицей Ачинского НПЗ. Они получили специальное образование, прошли стажировку в Пионерном, вернулись на завод, и многие трудятся здесь до сих пор. Сегодня это опытные, высококлассные специалисты, в совершенстве владеющие своей профессией.

— Костяк коллектива сохранился даже в самые лихие времена, когда уровень зарплаты на заводе был в несколько раз ниже, чем на промысле, — говорит Геннадий Ковязин. – И это при том, что заводской оператор – готовый специалист для любого цеха подготовки нефти. Значит, не все в нашей жизни решают деньги.

Гордость предприятия — технический директор Александр Куклин, который буквально днюет и ночует на работе. Он едва ли не в одиночку написал все технические регламенты, проделав труд, посильный целому научному институту. Заслуженным уважением пользуется главный механик Борис Коконов, от которого зависит бесперебойная работа всего сложного оборудования. Не отстает и молодежь — начальник участка КИПиА Павел Прошин, рабочие Ильдар Гильманов, Роман Новохатько и многие другие. На примере ветеранов они учатся кропотливости и ответственности, перенимают опыт и традиции, которыми дорожат на заводе.

— Это настоящие профессионалы, на которых можно положиться, — убежден директор НПЗ. – Ведь главной ценностью любого предприятия наряду с производственными показателями являются именно люди.

 

Качество топлива проверяется в специализированной лаборатории.

Директор завода Геннадий Ковязин работает со дня его основания.

Одна мысль про “Стрежевской НПЗ держит марку”

  1. Да, было время-запуск Чешской установки на Пионерном (не вспоминаем почему-то Анатолия Васильевича ШИЯН) строительство Петрофак Это детище Шияна ск-ко положил он сил и здоровья там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *