Качество от бедности

«В материале «Почему так дОроги дорОги?» вы писали, что средняя стоимость строительства километра российской дороги в среднем 13 млн долларов (больше 400 млн рублей). Так вот, стоимость 1 км дорог в Томской области гораздо дешевле. Например, дорога Могильный Мыс — Парабель — Каргасок км 80 — км 102 третьей технической категории обходится в 1 200 млн рублей, или 37,5 млн долларов, или порядка 1,7 млн долларов за километр (с учетом, что строился трехпролетный мост, укладывалось асфальтобетонное покрытие шириной 8 м, и все это – в условиях севера и болот). При этом стоимость материалов, горючего такие же, как во всем мире…

Наши дороги по сравнению с западными дешевле процентов на 30. И именно этих процентов нам не хватает, чтобы применять новые технологии, материалы, вкладывать деньги в дорожную науку…

В заключение – немного статистики:

— В США разброс стоимости строительства 1 км дороги в зависимости от числа полос, приближения к городам, географических и геологических условий колеблется от 500 тыс. до 30–40 млн. долларов за 1 км. К примеру, стоимость 1 км дороги SC 170 Widening, Beaufort, South Carolina (38 км, частично по старому направлению) составила в ценах 2005 года 2,73 млн. долларов, а 1 км дороги Third Avenue Extension, Ketchikan, Alaska (3,2 км) — 7,14 млн.

(Источник: материалы, подготовленные ФГУП «РОСДОРНИИ». 2007 год, отраслевой сайт ФДА, раздел «Мировой опыт»)

Средние затраты на 1 км автодороги М-5 «Урал» (общая протяженность 1 155 км) — 176 млн рублей, автодороги М-8 «Холмогоры» (участки протяженностью 44 км) — 751 млн рублей. Стоимость 1 км скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург (общая протяженность 626 км) составляет 907 млн рублей, причем стоимость включает создание 4–8-полосной проезжей части, строительство обходов населенных пунктов и организацию 10-полосного движения на выходе из Москвы.

(Источник: материалы, подготовленные ФГУП «РОСДОРНИИ». 2007 год, сайт ФДА, раздел «Мировой опыт»)

У дороги жизненный цикл – 30 лет. Раз в 5 лет нужно провести ремонт, через 12 лет – капитальный ремонт. Вот в чем проблема: мы этого не исполняли, то есть мы просто дорогу бросали. Потому что не было финансирования. Норматив – 120 млрд рублей в год на все федеральные дороги. Мы получали 40. Благодаря Совету Федерации, Государственной думе мы добились принятия нормативов на содержание автодорог. По нормативу переход на 100-процентное содержание дорог планируется осуществить с 2011 года.

(Источник: выступление министра транспорта РФ И. Левитина 05.04 2008 г. в программе «Сенат», ТРК «Россия»)

— В таких странах, как Великобритания, Швейцария, Швеция, Норвегия, затрачиваются практически равные средства на строительство и содержание дорог. В Финляндии на содержание дорог тратится в три раза больше, чем на строительство.

(Источник: «Мировая дорожная статистика». АСПОР. 2006 год)

Юрий ЧАРЫКОВ,

преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» дорожно-строительного факультета ТГАСУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *