Мэры простого большинства

Предложено отменить второй тур выборов  

Во вторник стартовала процедура изменения областного закона о муниципальных выборах. Депутаты правового комитета областной Думы поддержали инициативу администрации области изменить закон таким образом, дабы исключить второй тур при выборах руководителей муниципальных образований – глав поселений, районов, мэров городов, в том числе и Томска.

В обоснование Анатолий Горбунов, начальник департамента по работе с муниципальными образованиями, привел несколько аргументов:

– Мы использовали опыт регионов, где выборы проходят в один тур, а также провели анализ муниципальных выборов в области в 2005 и 2007 годах. Он показал, что во втором туре, как правило, победили кандидаты, набравшие в первом большинство голосов: в 2005 году 36 из 42, в 2007-м – 29 из 36. То есть изменения не приведут к ухудшению качественного состава глав муниципалитетов. Также внесение поправок обусловлено экономией бюджетных средств– в 2005 и 2007 годах затраты на организацию повторного голосования доходили до 20% от суммы, выделенной на основные выборы. В абсолютных цифрах – от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Дискуссия была недолгой.

– Когда мы предварительно обсуждали этот вопрос, то договаривались, что в законе будет названа минимальная планка, необходимая для победы в первом туре, – обратился к Горбунову председатель правового комитета Григорий Шамин. – А то ведь победителем может стать человек, набравший 12 или 15% голосов. Предлагаю установить планку не менее 33, например, процентов от числа избирателей, принявших участие в выборах. Надо же обеспечить легитимность избранного главы.

Горбунов согласился.

Против изменения закона выступил только Алексей Диденко (ЛДПР), заявивший, что на муниципальных выборах конкуренция и без того крайне низкая, а в итоге:

– Считаю, что сегодня есть определенные проблемы с легитимностью власти на уровне поселений (особенно в отдаленных районах), а мы еще снижаем планку предвыборной борьбы. К тому же есть интересная статистическая закономерность: если разница в первом туре между двумя кандидатами меньше 4-5%, то во втором, как правило, побеждает второй кандидат.

Добавим, что в области был прецедент, не предусматривающий второго тура, – выборы мэра Томска в 2004 году. В 2003-м областная Дума внесла изменения в закон, которые и позволили Александру Макарову выиграть, набрав 30,6% голосов. Кстати, минимальная планка для победителя тогда была 25% от числа проголосовавших. Но при этом действовал еще ряд барьеров, повышающих требования к кандидатам. Ныне отмененный минимальный порог явки – не менее 10% от общего числа избирателей (14 марта 2004 года к урнам пришли 61,2%). В определенной мере оказывала воздействие и отмененная теперь графа «против всех» (в 2004-м этот кандидат набрал 14,2% голосов).

Впрочем, накал предвыборной борьбы определяется не только пунктами избирательного законодательства, но и целым набором социально-политических факторов. Например, Алексей Диденко справедливо поднял тему странного поведения партий на муниципальных выборах:

– В Тегульдете в выборах главы района, прошедших 11 октября, кроме ЛДПР не участвовала ни одна партия. Возникает вопрос – зачем нужны такие партии, которые в выборах не участвуют? А ведь партии могли бы повысить уровень борьбы, разбудив «спящие голоса» избирателей, которые за них голосуют на федеральных выборах. И тогда в том же Тегульдете была бы совершенно иная ситуация.

Окончательное решение будет принято на собрании областной Думы в ноябре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − семнадцать =