Паспорт здоровья диспансеризации

Медицина в теории и на практике

«Государство предоставило людям уникальную возможность пройти медицинский осмотр бесплатно,– подчеркнул начальник управления здравоохранения Томска Сергей Андреев. – Работодатели, желающие провести дополнительные медицинские осмотры, имеют возможность обратиться в любую муниципальную поликлинику, предоставив списки работников, занятых на производстве» (из пресс-релиза мэрии).

Год назад, в сентябре 2008-го, сотрудники редакции отправились на диспансеризацию в поликлинику № 6. Узкий коридор заполнен пациентами, у каждого кабинета – очередь, врачи работают в режиме конвейера. Занимаем сразу несколько очередей, чтобы успеть обойти всех.

Осмотрим по телефону

Как многие, я много лет (увы!) не обращалась к врачам, накопилось достаточно мелких проблем. Захожу к хирургу: «После травмы болит колено». – «Это вам на УЗИ, но у нас его нет». У невропатолога: «Болит позвоночник». – «Это вам на рентген, но у нас его нет». У терапевта: «Слишком часто простужаюсь». – «Это вам к иммунологу, но у нас его нет». Но, надо сказать, врачи были внимательны: предложили адреса мест, где есть соответствующие специалисты и оборудование.

Не успела пройти гинеколога. Через некоторое время сижу в офисе, в окружении коллег. Звонок, поднимаю трубку: «Вы не прошли врача, мы не можем закрыть вашу карточку. Не могли бы вы хоть по телефону рассказать о состоянии здоровья, нет ли заболеваний?..»

Договорились, что я все же зайду лично. После работы забежала к обрабатывающему карточки специалисту, рассказала свой диагноз и на этом успокоилась: медосмотр пройден.

У коллег ситуация развивалась аналогично, разве что по телефону осмотреться никому не предлагали.

Ждем паспорт здоровья

«По окончании диспансеризации поликлиника выдает паспорт здоровья, где отмечаются результаты осмотров врачей и диагностических исследований, указывается группа здоровья. 1-я группа – практически здоровые граждане, 2-я – имеют риск развития заболеваний, 3-я – нуждаются в дополнительном амбулаторном обследовании или амбулаторном лечении, 4-я – нуждаются в дообследовании или лечении в условиях стационара, 5-я – нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи» (из пресс-релиза мэрии).

– А мне позвонили из поликлиники! – примерно через месяц обрадовала коллег Ольга Кадрова. – Спросили, как я себя чувствую.

Поскольку в моей карточке четыре врача обвели кружочком римскую цифру «III» (нуждается в дополнительном обследовании), принялась ждать звонка. Не позвонили. Остальным коллегам – тоже. Первый звонок остался единственным.

Вылечили

Прошел год. Ольга Кадрова, приписанная к той же поликлинике № 6, пошла к врачу, взяла в регистратуре свою карточку и случайно обнаружила, что… незаметно для самой себя посещала медучреждение 21 ноября (возможно, дата совпала со звонком по телефону) и 19 декабря. Оказывается, ей измерили давление, СОЭ и сочли состояние удовлетворительным.

После этого другие сотрудники отправились взглянуть на карточки. Результаты: мои данные дополнительной диспансеризации в регистратуре и у терапевта не нашлись (поликлиника № 6). У одной из коллег в поликлинике № 4 результаты диспансеризации и карта потеряны (завели новую). У другой – в отделении ОВП МСЧ № 2 карту не нашли, но, «возможно, она у терапевта, терапевт в отпуске». У третьей – в поликлинике № 1 достаточно объемная медицинская карта потерялась, но зато у терапевта нашлись результаты диспансеризации. Паспорта здоровья не обнаружены.

Расследование

Вопросы – куда исчезли результаты диспансеризации и как человеку удалось незаметно для себя посетить поликлинику – мы адресовали главврачу поликлиники № 6 Льву Кудякову.

– Я распорядился провести служебное расследование, – рассказал Лев Александрович. – Результаты: согласно утвержденному списку сотрудников редакции на диспансеризацию должно было прийти 16 человек. Явилось только 10. А завершили диспансеризацию всего 7. Три случая так и остались незавершенными, естественно, карты ДД остались у нас в архиве и никуда не отсылались. Карты законченных случаев переданы по актам приема-передачи в медучреждения, к которым прикреплены люди. Почему пациенты не были приглашены на второй этап диспансеризации участковыми терапевтами, не могу сказать: возможно, в этом не было необходимости в случае, если люди здоровы. По поводу потери карточек пациенты могут не волноваться: первые экземпляры карт ДД есть у нас в архиве. В любой момент можем сделать дубликат.

Что касается доктора. У нас абсолютное большинство врачей болеют за свое дело. И этот человек относится к этой категории, это хороший, честный участковый врач. Никто не заставляет медиков фальсифицировать записи. Со слов терапевта, она вызывала несколько раз пациентку по телефону на прием, но пациентка не сочла нужным явиться. Сегодня прошло совещание с участковой службой, где я очень жестко разобрал этот случай, врачу объявлен выговор. Написан приказ по поликлинике – объявлен месячник дополнительной диспансеризации. Каждый участковый врач обязан поднять карты всех своих диспансерных больных с 2007 года и внимательно изучить: а хорошо ли он обследовал пациентов. Контрольная точка 15 ноября, а к 30 ноября меня должны информировать о 100-процентном выполнении второго этапа диспансеризации.

Незаконченный случай

В разговоре с главврачом поликлиники № 6 Львом Кудяковым выяснилось – немало вопросов и претензий к ДД возникает и от того, что люди по разным причинам не понимают проблем медиков, связанных с диспансеризацией.

Например, пациент поликлиники выясняет, что в его карте нет результатов какого-либо исследования (например, маммологии), проведенного в другом ЛПУ. Соответственно, начинаются вопросы.

Кудяков объясняет, что пациенту нужно хотя бы позвонить и сообщить, где и какое исследование он прошел.

— Мы (поликлиника) заинтересованы в окончании случая диспансеризации, а учреждение-исполнитель – в получении оплаты за проведенное исследование, — поясняет главврач. — Если же случай не прошел как законченный, деньги за пациента мы не получим, хотя основные анализы сделаны, средства затрачены. И таких карточек у нас несколько сотен. В конце года, в ноябре — декабре, собираем все эти случаи, медсестры садятся и начинают обзванивать: «Здравствуйте, а вы не прошли диспансеризацию». Мало того, что врачи, получается, работали бесплатно, так еще мы вынуждены звонить и умолять прийти на осмотр.

И пациент в этом случае тоже ничего не получает: только когда карта закончена, она передается в ЛПУ, к которому пациент прикреплен, и участковый врач проводит мероприятия по дальнейшему обследованию и лечению, если оно необходимо.

– Еще 90% проходящих диспансеризацию не знают состояния своего здоровья, не ходят в больницы – этого нет в ментальности нашего населения, — продолжает Лев Александрович. — В настоящий момент план диспансеризации в городе выполнен на 70% в лучшем случае. Даже то, что это национальный проект и обследование проводится за государственный счет, не особо влияет ни на руководителей, ни на работников организаций – воспользоваться возможностью бесплатно пройти обследование население не спешит.

– И последнее. Некоторые пациенты обижаются: «Меня так мало смотрели», – замечает главврач поликлиники, – но долгие задушевные беседы не входят в задачу врача, речь идет о скрининг-диагностике. Врач должен осмотреть пациента, выявляя определенную симптоматику, определиться с предварительным диагнозом, группой здоровья, необходимыми дообследованиями и дать рекомендации участковому терапевту для второго этапа диспансеризации. И система работает. Только в этом году в ходе осмотров мы уже выявили четыре случая онкологии на самом начальном этапе. Самой молодой женщине всего 27 лет. Ранняя диагностика позволит спасти эти жизни. Убежден: дополнительная диспансеризация работающего населения – очень правильная и полезная инициатива государства, и мы, врачи, сделаем все от нас зависящее, чтобы это начинание было реализовано с максимальной эффективностью.

 

 

СЛОВО АВТОРА

Разорвать круг

Наталья ЗАВЬЯЛОВА, корреспондент «ТН»

– Да, россияне мало заботятся о своем здоровье. Приходят в больницу, только когда совсем уж припрет. Очень жаль, что диспансеризация буксует, хотя, казалось бы, пройти обследование в интересах прежде всего самих пациентов. Все участники истории могли и сами посетить врача, чтобы получить рекомендации. В конце концов, у них на это был целый год…

Однако это только одна сторона медали. Россияне не ходят по врачам еще и потому, что не видят результата и не верят, что медикам интересно их здоровье. Из семи опрошенных «законченных случаев» – поступил только один звонок от терапевта. И тот формальный… Возможно, если в этом году пациенты получат свои паспорта здоровья, в следующем на диспансеризацию придет гораздо больше томичей.

Написать письмо автору можно по e-mail: ef@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *