Уроки для души

Религиозные лидеры не сомневаются в необходимости изучать в школах религиоведение, но в процессе видят свои нюансы

 

Факультативный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет введен во всех школах Томской области в 4-й четверти текущего учебного года. Преподавать его будут в четвертых классах, и школьникам будет предоставлено право выбрать один из шести курсов по данному направлению. «ТН» спросили религиозных лидеров: какими они видят эти уроки?

 

Отец Андрей, священник Томской католической церкви:

– Мы очень рады этой инициативе. Я сам преподавал в Польше религию – и в начальной, и в средней школе, и студентам – и видел, как благотворно влияют на молодежь приобретенные знания, позволяя сделать нравственный выбор. В России это тем более нужно, ведь как мало знают даже образованные люди! Например, для большей части из них католическая церковь – это только инквизиция, крестовые походы и непогрешимость папы Римского…

Но необходимо тщательно продумать, в какой форме преподавать предмет. Для детей нужно находить иные, чем для взрослых, слова, особые подходы. Неважно, кому вести эти уроки – духовным лицам или мирянам. Главное – это должно преподаваться честно, без перегибов (примеров обратного в России немало…). Только своим примером можно воспитать в школьниках стремление к правде.

 

Раввин Леви Каминецкий, религиозный лидер Томской еврейской общины:

– Я, безусловно, поддерживаю изучение основ религиозных культур в школах. Но смущают некоторые моменты. Во-первых, предполагается введение нескольких факультативов по разным религиям, и школьники могут выбирать между ними. Но, если, скажем, полкласса будет изучать православие, а несколько человек – иудаизм, не начнутся ли между детьми споры на этой почве? Может быть, стоило бы ввести один факультатив по основам всех религий… Во-вторых, вопрос с преподавателями. Наверное, это действительно должны быть светские люди. Но для них нужно организовать серьезное обучение, в том числе с участием религиозных лидеров.

 

Нурулла-Хазрат Калыкахунов, имам-хатыб соборной Белой мечети Томска:

– Надеюсь, изучение основ религиозных культур так и останется на уровне факультативов. Ведь в Коране сказано: «Нет принуждения в Вере». Что касается возраста школьников, для которых будет введен предмет, то мне приходилось слышать мнение, что в четвертом классе рано изучать такие серьезные вещи. Позволю себе не согласиться: по исламу, уже с юных лет дети должны выполнять то, что предписано Аллахом: совершать намаз, поститься и т.д.

Единственное, что меня настораживает – преподавать предмет будут светские педагоги, которые, как нам объясняли, пройдут специальную подготовку в течение 76 часов. Но как за такое короткое время они смогут изучить то, что существует тысячелетия! Поэтому я предпочел бы, чтобы факультативы вели представители конфессий.

 

Низамуддин-Хазрат Жумаев, имам-хатыб первой соборной Красной мечети:

– Важно, что при введении этого предмета одинаково уважают представителей всех конфессий. Также радует, что преподавать основы религий будут в начальных классах – чем раньше начать, тем лучше сохраняются знания. По этой же причине ничего не имею против светских учителей: они профессионалы и знают, как найти подход к детям. У нас в любом случае нет кадров, чтобы обеспечить школы преподавателями ислама…

Однако хотелось бы, чтобы подготовку учителя проходили по книгам, одобренным высшими религиозными органами, в нашем случае – Советом муфтиев России. А то появилось слишком много «учебников», написанных неизвестно кем и неверно отражающих суть ислама…

 

Священник Виктор Сиротин, референт Томской епархии:

– На наш взгляд, предмет должен рассказывать не только об истории и культуре, но и о наших духовных корнях. Сейчас говорят об альтернативном предмете – основах светской этики. Возможно, школе и легче выбрать именно такой урок, но не превратится ли это в очередную «Культуру поведения»? Предметы планируемого курса глубже: там объясняют не только, как нужно себя вести, но и почему так.

Однако и преподавать их надо соответствующе. Мы согласны, что этот предмет должны вести светские учителя. Но подбор кадров нужен очень серьезный. Если учитель не любит свой предмет, то и ученики не будут его любить… Также необходимо соответствие учителя тому, о чем он говорит: если преподавать основы, например, культуры ислама в мини-юбке, то это будет лишь лицемерие, которое дети сразу же поймут.

 

Cветский взгляд

Сергей Аванесов, декан философского факультета ТГУ, профессор, доктор философских наук:

– Как просветительский предмет, «Основы мировых религий», конечно, нужны. Этот курс должен давать детям сведения, которые помогут им ориентироваться в истории и культуре, как следствие – выстраивать собственное мировоззрение. Кроме того, сейчас существует масса предубеждений и мифов относительно разных религий, и не разрушать их — значит продолжать раскол общества. По этой же причине нельзя разводить религии по факультативам: я считаю, что должен быть единый предмет либо цикл предметов.

Само преподавание, на мой взгляд, должно строиться по светским канонам, а учителю требуется серьезная предварительная подготовка. Он, несомненно, обязан быть образованным, интеллигентным и не склонным к идеологическому давлению. Нельзя допускать перекосов в отношении той или иной конфессии – информация должна быть объективной, поэтому необходимо провести религиоведческую экспертизу, а далее – установить жесткий контроль со стороны властных структур за соблюдением принятых стандартов.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *