Доктора вызывали?

В их руках — «здоровье» трассы

Новый «уазик» хрипел, рычал, словно молодой горячий жеребец, рвущийся в бой. Видно было, что он старается. Настоящий боевой конь, зверь-машина, как сказал водитель. Всякий раз, когда тягучая, как патока, грязь заглатывала колесо, «уазик» со страшным рыком делал рывок и бежал дальше. Заднюю часть при этом мотало из стороны в сторону. Наконец он выдохся.

Все, дальше не пойдет, – сурово произнес водитель.

Было около 9 часов, и над вахтовым городком Томского управления аварийно-восстановительных работ (ТУАВР) компании «Газпром трансгаз Томск», который обосновался под поселком с необычным названием Леботер, что в 250 км от Томска, уже забрезжил тусклый рассвет.

Место замены труб газопровода напоминало знаменитую в годы войны деревню Прохоровку после танкового сражения. Ноги уходили в грязь по самую щиколотку. При каждом новом шаге нужно было с силой вырывать их из чмокающей каши. Прораб ТУАВРа Евгений Степаненко, легко переступая, шел следом в своих кирзачах. Это выглядело неестественно, словно он шел по воде. Слева зияла глубокая траншея с равномерно разложенными бревнами, издалека смахивающими на ребра. По ним впоследствии поползет тяжелая плеть – спаянные вместе новые трубы газопровода.

И хотя мужики из вахтового поселка 15 дней подряд с утра до вечера месят эту кашу ногами, назвать их работу грязной ни у кого язык не поворачивается. Жители отдаленных деревень помнят, как газовики спасали их от «ледникового периода» года три тому назад. Тогда стояли лютые морозы, из строя вышло отопление, и газовики с помощью своей техники отогревали дома.

От Иртыша до Тихого океана

Именно такова современная география деятельности компании «Газпром трансгаз Томск». А для управления аварийно-восстановительных работ это в первую очередь тысячи километров газопровода, идущего через тайгу, под реками и болотами. Магистрали всегда должны быть в исправном, образцовом состоянии, хотя возраст их для металла внушительный – более 30 лет. Тысячи сотрудников работают в филиалах «Трансгаза», 16 линейных управлений ЛПУ по всей Сибири следят за состоянием этой трассы. Томское и Александровское УАВР задействованы в масштабных работах по замене участков трубы. Томское управление аварийно-восстановительных работ компании «Газпром трансгаз Томск» появилось более 30 лет назад. Сейчас данное подразделение газовиков объединяет сварщиков, монтажников, машинистов тяжелой техники – порядка 300 человек. Независимо от профессиональной принадлежности все они – газовики. Ведь без их мастерства сложно представить ритмичную работу магистралей. Это в их руках находится здоровье трассы, которая проходит по бескрайним сибирским просторам. Зачастую без специальной техники не добраться к нужному километру газопровода. В распоряжении Томского управления аварийно-восстановительных работ 150 машин – японские и корейские трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, а также российские тягачи и вездеходы.

Александровское УАВР отвечает за северный, непростой в эксплуатации участок. А вот Кемеровская, Новосибирская, Омская, часть Томской области и Алтайский край – вотчина Томского УАВР.

Прежде чем аварийщики приступят к работе, линейно-производственные управления должны провести тщательную диагностику трассы, определить проблемные точки. В действующий газопровод запускается дефектоскоп (в народе – «поршень») – небольшой цилиндр, оснащенный современными высокоточными датчиками. Он медленно под давлением газа перемещается по трубе и фиксирует малейшие нарушения – прилегание посторонних предметов к трубе, деформацию, коррозию. После такого диагноза состояния трубы составляется четкий план работы по ремонту участка трассы. Вот тогда появляется ТУАВР. Малейшие дефекты устраняются. Идет замена «больных» участков. Свариваются новые плети труб. Затем их укладывают в траншею на место. В этом году аварийщики поменяли почти 5 км трассы в Новокузнецке, 3 – под Кемерово. И на бумаге получается все просто и понятно. На ремонт трассы часто отводится четко фиксированное время. Например, 96 часов было отведено в Кузбассе на замену трубы этой осенью. И никакие оправдания не нужны, если потребители не получат газ вовремя. И газовики не подводят своих партнеров. Каждый знает свои обязанности, понимает, что идет слаженная работа команды, где каждый игрок – профессионал. И победа – общая на всех.

Добро пожаловать в Сибирь

Работа в тайге предполагает известное соседство с ее обитателями, поэтому с местной фауной – медведями, лосями, лисами, зайцами – газовики обходятся осторожно. Пока машины работают, братья меньшие держатся в стороне. Интерес к вахтовому городку и полевой кухне резко просыпается, когда механизмы смолкают. Люди стараются не выходить из машин, когда медведи бродят рядом.

– На днях случай был, – вспоминает Евгений Степаненко, – ехали дефекты шерстить и откопали тайник бурундука. Он, бедный, прибежал, распищался, бегает, суетится, на экскаватор кидается. Главное – зверек не боится никого. Так он распереживался, что принялся все свое добро куда-то срочно перетаскивать. Мы ничего не стали трогать, экскаваторщик аккуратненько тайник обошел.

А вот что касается погоды – с ней газовикам не совладать. Поэтому привыкли работать в любых условиях.

По словам работников ТУАВРа, в каждом сезоне есть свои «прелести». Зимой ударяют морозы, что весьма ощутимо, когда работаешь по 12 часов на открытом воздухе в тайге. В это время машины стараются не глушить, чтобы те не «околели». Летом – жара и гнус. Особенно тяжко в эту пору сварщикам, которые латают трубы изнутри. Сороковник на улице плюс жар от металла и сварки. По словам Евгения Степаненко, за 15 дней вахты люди теряют килограммов по шесть-семь. А осенью и весной – распутица. И вахтовики с утра до вечера работают в непролазной грязи. Все осложнено тем, что работать приходится почти всегда на болотах. Не раз бывали случаи, когда тонула техника, и ее приходилось вытаскивать. Что тут скажешь? Добро пожаловать в Сибирь.

Хотя в условиях труда, конечно, перемены очевидны. Причем Владимир Щербинин практически всю жизнь отдал нефтегазовой отрасли. Прежде чем сесть в директорское кресло ТУАВРа, сам объездил газовиком всю Сибирь. И ему есть с чем сравнить нынешние условия вахтовиков.

– Не было таких приборов и техники, — вспоминает Владимир Александрович. — Чтобы согреться, жгли солярку, благо, была дешевая. Поэтому вечно ходили черные от копоти. Сейчас еду подвозят прямо на трассу, а раньше, чтобы перекусить, газовики шли на всевозможные ухищрения: водители клали на коллектор под капот банку тушенки и таким образом разогревали. Ели там, где застиг голод. Все на ходу…

Сегодня живут туавровцы в небольших вахтовых поселках в специальных автовагонах «Ермак». В них все обустроено как в комнате студенческого общежития – четыре койки, небольшие шкафчики, обеденный стол и телевизор. Недавно появился вагончик-сауна.

– Тут, считай, второй дом, – рассказывает электрогазосварщик 6-го разряда Алексей Заздравных. – Сравнить, что было семь лет назад и что есть теперь, – небо и земля. Дыры были над головой – звезды по ночам можно было считать. Ничего не просушить, нигде не помыться. А теперь: сауна, кондиционеры… Казалось бы, баловство, а когда летом жара за сорок, без кондиционера не уснешь. И гнус не так лезет… Спецодежда отличная. В лихие девяностые о спецовке вообще никто не слыхивал. Сейчас на любую погоду обувь: зимняя, летняя, сапоги, унты, чуни…

Бригада, в которой трудится Алексей Заздравных и еще 19 вахтовиков, в одном составе уже шесть лет. Сработались давно, друг друга понимают с полуслова.

Мужиков видишь чаще, чем родную семью, – шутят ребята.

По их мнению, приоритетных профессий здесь нет, поскольку все работают командой. Сварщик не может обойтись без монтажника, монтажник без трубоукладчика. Не справится один – не справятся все.

Пеняют только на погоду. А когда журналисты спрашивают их о проблемах с дорогами, откровенно удивляются: «Если в этом трудность видеть, тогда и ехать сюда не стоит».

 

В распоряжении Томского управления аварийно-восстановительных работ 150 машин – японские и корейские трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, а также российские тягачи и вездеходы.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + шесть =