Классное наполнение

Несогласованные нормативы – причина беззакония?

– Знаете, в 40-й школе набрали класс первоклашек из 37 человек. Ужас! – в частном разговоре пожаловалась одна из родительниц.

Чтобы убедиться, что этот «рекорд» – не норма, а случайность и что в других школах «первачей» не набивают как сельдей в бочку, «ТН» провели свое расследование. Его итог – недоумение.

Цифры

«ТН» обратились с официальным запросом в департамент образования Томска. В нехотя предоставленной чиновниками справке не было расшифровки, сколько первоклассников записано в каждый класс, но среднесписочный состав вычислить оказалось возможным.

Итак, в 2009 году в 186 первых классов 63 томских школ принято 4 910 детей. Получается, средняя наполняемость чуть более 26 учеников. Но «средняя температура по больнице» ничего не значит: ведь есть 10-я школа, где 18 первоклассников; 20-я – всего-то 9; 46-я – 19; а также 21, 22, 35, 51-я и школа-интернат № 1 – там в первых классах по 20–21 ребенку.

Вычитаем 36 «середняков» (22–28 учеников на класс) и получаем немалый перечень школ с большим среднесписочным составом классов. В восьми учреждениях – свыше 29 учеников, в девяти – больше 30 (в том числе гимназия № 18, хотя гимназические классы обычно стараются формировать меньше общеобразовательных). Абсолютные рекордсмены – школа № 32 (100 первоклашек на три класса), 41-я – 33 в единственном, 19-я – 34 ребенка в 1-м «А» и 35 – в 1-м «Б».

И каждый случай – особый

К примеру, 19-я школа: микрорайон спичфабрики – локальный, замкнутый социум; кто согласится вести (везти) малыша в школу другого района, когда рядом своя? 32-я не сумела найти новую учительницу вместо серьезно заболевшей. В 18-ю гимназию, где раньше, как правило, бывал недобор, народ дружно потянулся после ремонта. Для 41-й экономически нецелесообразно формировать два класса по 16–17 учеников. 40-я со всех сторон прекрасна: трамвай близко, бассейн и школа искусств – родители из других микрорайонов просто умоляют директора принять их детей, как отказать?

Словом, у всех свои реалии и аргументы превысить нормативы. Переступить границу допустимого – на чуть-чуть или на много… А, кстати, норматив-то каков?

СанПиН – закон

Валентина Каширина, заместитель начальника отдела по надзору за условиями воспитания и обучения томского Роспотребнадзора:

– Основным документом по надзору за образовательными учреждениями у нас является Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), вступившие в силу 1 сентября 2003 года. Можно по-разному к ним относиться, некоторые полагают, что не все цифры в них выверены, что есть противоречия, но СанПиН зарегистрирован Минюстом, а значит, имеет статус закона.

В соответствии с этим документом на одного ученика полагается 2,5 кв. м при фронтальной форме занятий, при групповых (иностранный язык, информатика и т.д.) и индивидуальных занятиях – 3,5 кв. м. В СанПиНе есть и прямое указание: «наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек». Эта строка появилась из-за того, что изначально типовые проекты большинства школ предусматривали площадь классов 50 кв. м: по старым санитарным правилам (2 кв. м на ученика) и выходило – 25 детей в классе. Теперь в соответствии с новым СанПиНом на этих типовых площадях могут заниматься всего 20 учеников. Это закон.

Если поступит официальная жалоба от родителей, Роспотребнадзор выдаст руководителю предписание устранить нарушение, привести численность детей в соответствие с санитарными правилами. Ни о каких 30–35 учениках в классе и речи быть не может – это же полтора метра на ребенка! В этом случае мы имеем полное право немедленно выдать предписание об административном взыскании директору школы.

А финансы – жизнь

– Проблема очень серьезная, – говорит Наталья Сапожникова, заместитель начальника департамента образования Томска по экономике. – С одной стороны, 25 учеников – предельная наполняемость по СанПиНу. С другой, финансовой, – это минимальная норма – именно из такой численности класса рассчитывается подушевой норматив. Разделив, к примеру, 65 учеников на три класса (а это две дополнительные учительские ставки), обычная школа сильно удорожила бы их обучение.

– Не стимулируют ли подушевое финансирование и новая система оплаты труда педагогов переполнение школ?

– Система нормативно-подушевого финансирования существует в области с 2005 года, она учитывает специфику учреждений, разную «стоимость» ученика. Оплату труда по ученикочасу выбрали всего 11 из 73 муниципальных школ, так что корыстного стремления заработать, набрав детей побольше, мы не усматриваем.

– Да, есть соблазн… Но есть и здравый смысл, этика…, – дополняет Василий Хомяченко, председатель комитета по общему образованию департамента образования Томска.

– Где этот, самый верхний, разумный и этичный предел?

– Думаю, 30 учеников. Больше – непомерная нагрузка на детей и учителя. Но администрации школ уступают настойчивому желанию родителей посадить свое чадо в класс к более сильному учителю. В 40-й действительно в одном из классов 37 первоклашек, а в соседней параллели – 26. Это, конечно, исключение из правила, ошибка руководителя. Директору сделано замечание. Сейчас там открыли еще один – восьмой по счету первый класс. Но перед этим мы долго и трудно говорили с родителями, убеждая их – невозможно полноценно учить и учиться в переполненном классе.

– Дети зачислены в класс по норме, а потом двое-трое выбывают – чем это оборачивается для школы?

– Уменьшением финансирования. 30–31 ученик в классе – своего рода страховка. Никуда от реальности не уйдешь… И если директор 32-й школы разделила 100 первоклашек не на четыре, а на три класса, она так страхуется от возможного убытия…

Ответственность

– При любой системе финансирования учреждение должно организовать учебный процесс так, чтобы детям было комфортно, – говорит Наталья Сапожникова. – Ребенок вряд ли чему научится даже у самого хорошего учителя, если его посадили в класс 35-м или 40-м. Если в школу пришли 100 учеников, директор может и должен открыть четыре класса.

– Если родители детей из переполненных классов начнут жаловаться, к чему это приведет?

– К конфликту и привлечению директора к дисциплинарной ответственности, – отвечает Василий Хомяченко. – Возможность спрогнозировать ситуацию и принять правильное решение у каждого руководителя есть, так что классы численностью 35–37 человек – его ошибка. Если к концу учебного года из таких классов никто не уйдет сам по каким-либо причинам, будем ставить вопрос перед администрациями школ о необходимости исправлять ситуацию.

Специалисты говорят, что проблему надо решать на законодательном уровне, чтобы нормативы стали рабочим документом, надо сводить воедино санитарные и финансовые нормы. Если предельная наполняемость класса (допустим, 25 человек) – санитарная норма, то финансовая, из которой рассчитывается подушевой норматив, должна быть чуть меньше (допустим, 20).

– Да, если бы законодатель сказал, предельная численность – 25 учеников, финансируем – от 20, все встало бы на свои места – нормативы стали бы реальным регулятором, – говорит Наталья Сапожникова.

Есть мнение

Анна Семенова, мать четвероклассника:

– Учительница на подготовительных курсах у моего сына нам очень нравилась, но попасть к ней мы не могли – она вела своих второклашек… Желающих попасть именно к ней было настолько много, что родители двоих ребятишек приобрели дополнительную парту и стулья за свои деньги, чтобы только она взяла их детей. У нее училось точно более 30 человек.

Я радовалась тому, что в нашем классе всего 25 детей, пока у моего ребенка не начались проблемы, а у учителя не оказалось времени или таланта ему помочь, как-то заинтересовать его, пока не пришлось нанимать репетитора… Да какая разница, сколько в классе учеников, если учитель умеет удержать их внимание, если у него богатый опыт и хорошо поставленная речь? Кто-то и 20 учеников не тянет, а кто-то с 35 справляется…

Школы Томска, в которых среднесписочная численность детей в первых классах превышает 29 человек

учреждение

Количество учеников

Первых классов

Среднесписочный состав

СОШ № 8

118

4

29,5

0СОШ № 12

59

2

29,5

Гимназия № 18

123

4

30,8

СОШ № 32

100

3

33,3

СОШ № 34

59

2

29,5

СОШ № 40

235

8

29,4

СОШ № 41

33

1

33

СОШ № 49

87

3

29

СОШ №5

62

2

31

СОШ №19

68

2

34

Гимназия № 29

118

4

29,5

СОШ № 27

88

3

29,3

СОШ № 28

92

3

30,7

СОШ № 47

124

4

31

СОШ № 53

92

3

30,7

СОШ № 54

90

3

30

СОШ № 58

88

3

29,3

Слово автора

Между Сциллой и Харибдой

Итак, контролирующе-управляющие инстанции разошлись во мнении о предельно допустимой наполняемости классов.

Вариант от Роспотребнадзора: 20 учеников для школ с 50-метровыми классами, а для не таких просторных и того меньше.

Варианты от департамента образования: финансовый минимум – 25 учеников, предельный – столько же, а предел здравый и реалистичный – 30 ребятишек на класс.

Еще есть строжайшее для школьных администраций правило: принимать всех без исключения детей своего микрорайона. Нарушь – дойдет дело и до прокуратуры…

Есть мнение родителей. Одни счастливы, что удалось-таки «затолкать» ребенка в хорошую школу и к отличному педагогу. Другие растерянны – никак не ожидали, что их дети окажутся в переполненном классе.

Крайними, как кажется, оказываются директора школ: все инстанции обещают им разного рода санкции. Пожалуется рассерженная мамочка на переполненность класса в Роспотребнадзор – директору «прилетит». Наберут классы по СанПиНу – «прилетит» от департамента за удорожание обучения.

Вот так и сидят на пороховой бочке.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 18 =