Глаз из космоса

В 2008 году на крыше мэрии г. Томска установлена базовая станция ГЛОНАСС/GPS. Пока она используется только для топогеодезической и землеустроительной деятельности.

Муниципальный транспорт первым из «гражданских» опробует российскую навигационную спутниковую систему

14 новых автобусов, которые администрация Томска получила по федеральной программе поддержки отечественного автопрома, будут оборудованы специализированными комплексами с функцией определения собственного местоположения по навигационным системам ГЛОНАСС/GPS. Случайно или нет, но эксперимент совпал с очередной правительственной инициативой по продвижению российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС): министр транспорта Игорь Левитин заявил на днях, что весь муниципальный транспорт должен быть оборудован навигаторами отечественного производства.

Безопасные автобусы

Безопасность – главное, чего ждут от оснащения транспорта спутниковыми навигаторами.

– Спутниковая система позволит отслеживать движение транспорта в реальном времени и оперативно реагировать на аварийные ситуации, – объясняет председатель городского комитета по транспорту Николай Клокотин. – Скажем, если автобус резко остановится, диспетчер сможет связаться с водителем и в случае необходимости обратиться в службы экстренной помощи.

С трамвайно-троллейбусным управлением уже согласовано техническое задание, и в ближайшее время начнется реализация проекта. Сейчас новые автобусы проходят регистрацию в ГИБДД. По какому маршруту они пойдут, пока не ясно: возможно, по одному из уже существующих, а возможно, и по новому – в мэрии есть идея создать специальный студенческий маршрут с пониженной стоимостью проезда.

– Важно, что на начальном этапе новые технологии не будут стоить городу ни рубля: их внедрением занимаются Кибернетический центр ТПУ и недавно созданное малое инновационное предприятие «Киберцентр», получившее на эти цели федеральные гранты, – подчеркивает Клокотин. – Пока в основе системы спутниковой навигации будет лежать совмещенный приемник ГЛОНАСС/GPS, но как только ГЛОНАСС станет полностью самостоятельным, перейдем на него.

Нечем крыть

Российский ГЛОНАСС, альтернативный американской системе GPS, долгое время использовался только военными. Но при всей мощи военного бюджета для развития требовались дополнительные деньги. Они появились бы, если бы отечественные навигаторы стали популярны на гражданском рынке.

Внедрение начали не без перегибов: было, например, предложение запретить ввоз в Россию автомобилей, в которых не предусмотрено использование ГЛОНАСС-навигаторов. Здравый смысл победил, но факт остается: популяризацию отечественных разработок будут проводить «сверху». Обсуждается инициатива повысить текущие ввозные пошлины на навигационное оборудование в 5-10 раз. Помимо экспериментов с муниципальным транспортом, «родными» навигационными системами оборудуют машины госструктур. В этом направлении в Томске работают давно.

– С 1995 года мы начали внедрять спутниковое сопровождение воздушных судов Западно-Сибирской авиационной базы охраны лесов, – рассказывает директор Кибернетического центра ТПУ и группы компаний «Инком» Михаил Сонькин. – На вертолет или самолет устанавливался специализированный контроллер со встроенным навигационным приемником, в результате чего экипаж мог определять свои координаты, задавать и отслеживать маршрут по электронным картам. Сейчас аналогичные системы используем для установки на командно-штабных машинах для силовых структур.

Первоначально разработки проводились на базе американской системы GPS, сейчас в большинстве случаев используются совмещенные приемники GPS/ГЛОНАСС.

– Они принимают сигналы и с американских, и с российских спутников, – объясняет Сонькин. – Таким образом, на порядок повышается точность и надежность навигации: если в какой-то зоне недоступен сигнал одной системы, то его компенсирует сигнал другой.

Однако надо отметить: в чистом виде ГЛОНАСС не применяется нигде.

– У российской навигационной системы пока недостаточно спутников на орбите, чтобы обеспечить полное покрытие, следовательно, точность определения координат не удовлетворяет предъявляемым требованиям, – говорит Сонькин. – Нужно еще два-три года, чтобы система работала полноценно.

Может быть, за это время устранят и другие причины, по которым чисто глонассовский приемник пока не имеет перспектив на потребительском рынке. А именно: большое энергопотребление (расходует в 10-20 раз больше энергии, чем GPS) и большие размеры (30 х 40 мм против «американских» 3 х 4 мм).

Бизнес на карту

Однако есть частные компании, которые, заручившись поддержкой федеральных структур, уже начинают коммерциализацию российских навигаторов в широких кругах. Как стало известно «ТН», Томская промышленно-строительная компания создает филиал федерального оператора ГЛОНАСС – ОАО «Навигационные информационные системы» (Москва). Эта структура наполовину принадлежит государству (49%, если быть точным), наполовину – частным лицам.

– Договор с федеральным оператором уже заключен, – рассказывает директор дочернего предприятия ТПСК ООО «Восточные навигационные системы» Александр Глок. – Мы создаем региональный диспетчерский центр, который будет предоставлять услуги диспетчерского сопровождения транспорта. Это может быть актуально для каких угодно структур: от таксопарков до «скорой помощи». Вся информация будет храниться на нашем сервере, сопровождение транспорта будут осуществлять наши диспетчеры. По нашему заказу уже изготовлена специальная карта для Томской и соседних областей, ориентировочно во второй половине ноября ждем оборудование из Москвы и тогда начнем нарабатывать клиентскую базу.

Вложения ТПСК в новый бизнес являются коммерческой тайной, но, по словам Александра Глока, «это не одна сотня тысяч рублей». Справедливости ради стоит отметить, что в Томске существуют фирмы, предлагающие наладить контроль за частным транспортом, но они предоставляют не диспетчерские услуги, а лишь программное обеспечение и приборы учета. К тому же, как утверждает Александр Глок, работают на базе только GPS.

– Мы не популисты и не говорим, что будем работать исключительно на ГЛОНАСС – пока планируется использовать совмещенные приемники, – подчеркивает Глок.

То, что каждый такой приемник на несколько тысяч дороже, чем просто GPS, бизнесменов не смущает – рано или поздно потребители будут вынуждены перейти на комбинированный навигатор. Речь идет не только о запретительных мерах правительства (которые озвучены, но еще не приняты). Главное контрольное управление при правительстве США выступило с докладом, в котором предупредило: GPS уже в 2010 году может начать давать серьезные сбои, и в результате миллионы пользователей будут получать неточные координаты…

  

По оценкам экспертов, на руках у россиян порядка 1,3–2 млн GPS-навигаторов, в то время как аналогов на ГЛОНАСС – не более

15–20 тыс. Причем большинство из них используется в государственном секторе.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *