Курсы кройки и Житья

Депутаты приступили к верстке бюджета-2010

 

После жарких споров депутаты бюджетно-финансового комитета одобрили основные параметры бюджета области на 2010 год, рекомендовав принять документ в первом чтении на ноябрьском собрании Думы. Но окончательное утверждение проекта закона состоится после детальной доработки на согласительной комиссии.

 

«Год предстоит тяжелый»

Чем меньше времени остается до собрания Думы, где будет обсуждаться проект областного бюджета, тем больше дискуссий он вызывает. Всем очевидно, что кризис добрался до регионов, заставив серьезно ужаться в расходах. Последние решения Москвы лишь усложнили ситуацию на местах. И парламентарии невольно оказались в роли незадачливых портных, которым предстоит сшить семь шапок из одного куска меха.

Бюджет 2010 года сверстан, исходя из пессимистического прогноза социально-экономического развития области. Изменения в бюджетно-налоговом законодательстве тоже внесли коррективы. В документе учтены потери региона от «ухода» налога на добычу полезных ископаемых, новые полномочия, переданные Федерацией, и снижение собственных доходов, которые едва покрывают первоочередные расходы. По словам начальника департамента финансов областной администрации Александра Феденева, налоговые и неналоговые поступления ожидаются в размере 18,378 млрд рублей, а общий объем доходов составит 24,802 млрд рублей. На таком же уровне запланированы и расходы. Но эта сбалансированность видна только на бумаге.

– Год предстоит тяжелый, – признался Феденев. – Безвозмездные перечисления из федерального бюджета заметно снизились, наращивать заимствования пока нецелесообразно – государственный долг Томской области достигает 40%, поэтому администрации пришлось пойти на непопулярные меры.

Например, предполагается сократить на 10% фонд оплаты труда в бюджетной сфере. Существенно урезаны расходы на инвестиции (всего 146 млн рублей), поддержку отраслей промышленности, капитальный ремонт социальных объектов и особенно на содержание дорог (929 млн рублей – 34% от уровня 2009 года).

На согласительную комиссию

Цифры, названные Феденевым, вызвали озабоченность депутатов, которые пришли к общему мнению – заложенные в бюджет суммы следует считать номинальными, а сам проект требует дальнейшей доработки.

– В реальном исчислении параметры бюджета сохранены на уровне 2009 года, поскольку не проиндексированы на уровень инфляции, – отметил председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Пономаренко. – Это значит, что экономика региона не получит, как минимум, 10% средств. Бюджет стал более зависимым от федеральных денег, удельный вес которых увеличился. Но больше всего область пострадала от потери субсидий, направляемых по софинансированию на капитальные вложения. Особенно серьезная ситуация сложилась в дорожном хозяйстве. На согласительной комиссии нам необходимо пересмотреть все статьи, связанные с ремонтом и содержанием дорог. Для области это главная проблема, а для многих районов – вопрос жизнеобеспечения.

Вместе с тем депутаты обратили внимание на отдельные расходные статьи бюджета, без которых вполне можно обойтись.

– Не понимаю, зачем в условиях кризиса увеличивать сумму на «организацию и проведение коммуникативных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности». Что это такое? – задался вопросом Олег Громов. – Более чем в 2 раза – до 10 млн – выросла сумма на «проведение мониторинга и экспертизы по социально-экономическому развитию Томской области». Я такой отчет купил через Интернет за 384 рубля.

– В бюджете прослеживается тревожная тенденция снижения заработной платы отдельных категорий граждан, – указал на больную тему Иван Кучеров. – Но почему никто не ограничивает зарплаты чиновникам и сотрудникам муниципальных и федеральных ведомств, в которых позволяют себе выписывать ежемесячные премии в два-три раза выше оклада?

Председатель контрольной палаты Думы Сергей Никитенко призвал депутатов при корректировке бюджета не забывать о предприятиях, формирующих доходы региона и переживающих сейчас сложные времена.

– Необходимо найти дополнительные финансовые возможности для преодоления кризиса доверия между реальным сектором производства и банками, – предложил Сергей Никитенко. – Предприятия должны получать кредиты на пополнение оборотных средств и модернизацию экономики. И выход здесь есть: предоставление государственных гарантий и субсидирование процентных ставок за счет сокращения расходов на государственное управление.

Назывались и другие способы пополнения казны – развитие частно-государственного партнерства, дополнительные доходы от приватизации и, что особенно важно, повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов. Эти меры способны принести экономический эффект в десятки миллионов рублей.

Стучаться во властные двери

Свои предложения по наполняемости доходной части внес председатель Думы Борис Мальцев.

– Нужно активнее работать с федеральным центром и стучаться во все властные двери, – подчеркнул спикер. – Раз исполнительная власть этого сделать не может, поставить вопрос должны законодатели: Томская область не нищая и зарабатывает больше собственных потребностей, но Федерация оставляет на территории лишь малую толику этих доходов. В этом году мы собрали 76,5 млрд рублей, а областной бюджет на следующий год – 24,8 млрд… Самый большой удар по бюджету-2010 наносит Федерация: в 2009 году мы получили 10 млрд рублей федеральных денег, в 2010-м федеральный центр планирует нам выделить 6 млрд. Таким образом, 4 млрд мы уже теряем плюс 5% от НДПИ (1 млрд рублей), которые с 2010 году уходят в федеральный бюджет. Говорят, что 60% по НДПИ нам вернут, но, опять же, это войдет в те самые 6 млрд…

– Нужно отправить письмо в правительство, может быть, пригласить сюда представителей Минфина, – предложил спикер, – и напрямую спросить: если мы столько зарабатываем, то почему в итоге вынуждены сводить концы с концами?

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + два =