Имена водителей лучших маршруток стали известны Томску на минувшей неделе
Конкурс на лучший маршрутный автобус, инициированный мэрией Томска, завершился на прошлой неделе. В течение месяца томичи присылали SMS в поддержку понравившихся им водителей. Конкурс проходил по нескольким номинациям. Лучшим горожане признали автобус Вячеслава Панова – он совершает рейсы по маршруту № 4. Самой чистой назвали маршрутку Вячеслава Карпова (36-й маршрут). А звание самого вежливого водителя заслужил Велихан Леванян (работает на 17-м маршруте).
Сам себе шофер
– А я и не сомневался, что мои пассажиры проголосуют за меня, – улыбается Велихан.
Он работает в маршрутном бизнесе с середины 1990-х – в 1997-м возил пассажиров на стареньком «кубанце» по 20-му маршруту. Потом у Велихана Леваняна появилось еще несколько машин с наемными водителями. Но от этой идеи впоследствии пришлось отказаться. Теперь работает сам на своем автобусе.
– Найти хорошего водителя – проблема, – признает предприниматель. – Наемные работники хотят зарабатывать большие деньги, но совсем не хотят вкладывать средства в ремонт автобуса. Ездят в свое удовольствие. Ломают. И уходят на другой маршрут. Поэтому я решил, что буду работать сам.
Юрист за рулем
…Когда Велихан менял место следователя прокуратуры на водительское кресло, его друзья и родственники удивлялись и негодовали: «Как? Ты?! Человек с высшим юридическим образованием?!» Велихан согласен:
– Двадцать лет назад мне самому было проще представить себя в космическом корабле, чем за рулем пассажирского автобуса.
Но, сев за руль маршрутки, он понял: этот труд не хуже любого другого. Велихан говорит, что в любой момент мог уйти – заняться частной юридической практикой. Да и сейчас может.
– Автобус требует внимания, заботы, ремонта. Дороги у нас плохие. Работа нервная. Но, честно говоря, со своими пассажирами мне расставаться не хочется. Пока я нужен здесь.
Велихан – ветеран 17-го маршрута. Работает на нем дольше других водителей. И до сих пор уверен, что маршрут у него самый лучший. 17-й стартует из Предтеченска, проходит по центральным улицам Томска и заканчивается на Черемошниках. Здесь нет больших пробок, как на Иркутском тракте, настроение омрачает лишь мокрушинский переезд, пробка на котором растягивается порой на 15–20 минут. При этом нервничают и водитель, у которого летит график, и пассажиры. Бороться с плохим настроением в салоне помогает позитивный настрой.
Школа водительской вежливости
– …Откройте здесь, – обращается к водителю спешащая женщина.
Велихану не жалко, но:
– Вы посмотрите на себя, какая вы красивая! Куда же вы так спешите? Кто вас ждет, тот подождет. Вас всю жизнь ждать можно!
И лицо женщины меняется. Она начинает поглядывать не на часы, а в водительское зеркало.
– А не верите, спросите, вон, у мужчины, – подключает к беседе остальных пассажиров водитель. И вот уже весь салон согласно кивает головами и улыбается…
Зная веселый нрав Велихана, в автобус к нему пассажиры заходят с удовольствием. При встрече – здороваются: «Ох, как хорошо, что с вами поедем». Но водитель уверен, что такие взаимоотношения в томском транспорте должны стать нормой.
– Водителей тоже нужно учить, подсказывать, как лучше работать. Почему бы не открыть в Томске школу водительской вежливости? – предлагает Велихан.
Первый шаг на пути к улучшению качества перевозок – конкурс на звание лучшего водителя – уже сделан.
– Хорошая работа должна быть заметной, – уверен Велихан. – Думаю, если этот конкурс будет проводиться и впредь, у водителей будет стимул работать лучше. Мы все хотим, чтобы нас заметили. Я очень благодарен тем, кто голосовал за меня. Признаюсь, это очень приятно.