Об отношении к грибам и людям

Общественная палата Томской области предполагает обсудить «Кодекс томича» на декабрьском пленарном заседании. На мой взгляд, делать это не стоит. Буду категоричен – предполагаемый к обсуждению текст настолько, мягко говоря, эклектичный и странный, что не выдерживает ни малейшей критики. Это какая-то невообразимая смесь абсолютно разных сущностей. Возвышенный стиль обожествления природы (эдакий экологический пантеизм — по сути, религиозное учение) соседствует с канцелярскими параграфами противопожарных правил поведения в лесу. Перечисление элементарных условий соблюдения собственной безопасности в городе перемежается столь же элементарными правилами вежливости. Деяния, наказание за которые предусмотрены вполне прозаичными административными кодексами России и Томской области, почему-то вдруг продолжаются сводом правил, коих следует придерживаться при общении с чиновниками. (Правила, кстати, достаточно спорные.)

Вся эта и смысловая, и стилистическая эклектика вызывает чувство недоумения – это вообще-то о чем? И почему, кстати, выбраны именно эти сферы? Если уж учить человека, как ему следует обращаться с грибами, соседями по дому, чиновниками (а по «Кодексу томича» все эти субъекты, по сути, равноценны, и их можно перечислять через запятую), если уж напоминать, что автомобиль следует содержать технически исправным, то почему же следует умолчание о должном отношении к жене, детям, родителям? Или правила беседы с чиновниками важнее?

Вообще, любой этический кодекс, на звание которого наивно и безуспешно претендует предлагаемый текст, — жанр особого рода. Его назначение – философски, мировоззренчески определить идентичность какого-либо общества. Лаконично, чтобы знать наизусть. Для примера соответствия этим гигантским требованиям можно вспомнить широко известные десять заповедей Христовых, 12 пунктов Морального кодекса строителя коммунизма и т.д. Или же малоизвестные, например, оправдательную речь умершего жителя древнего Египта, представшего на суд перед великим богом Уннефером (одно из имен Осириса):

«Я не чинил зла людям.

Я не нанес ущерба скоту.

Я не совершил греха в месте Истины».

И так далее – всего 37 пунктов.

Словом, полагаю, что пользы от принятия предлагаемого свода правил не будет, а вот умаление самого понятия этического кодекса гарантировано: попытка идентифицировать наше общество не удалась. Совсем.

Оправданием автора служит одно – он взялся за неразрешимую задачу. Невозможно написать этический кодекс для жителей домов с четными номерами на улице Томской.

 —————————————————————————-

 

125 Глава «Книги мертвых»
Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!
Я пришел, дабы узреть твою красоту!
Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин, они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость.
Первая оправдательная речь умершего
1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не […]
5 Я не творил дурного.
6 [………]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
20 Я не совершал прелюбодеяния.
21 Я не сквернословил.
22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
23 Я не убавлял от аруры.
24 Я не обманывал и на пол аруры.
25 Я не давил на гирю.
26 Я не плутовал с отвесом.
27 Я не отнимал молока от уст детей.
28 Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
29 Я не ловил в силки птицу богов.
30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31 Я не останавливал воду в пору ее.
32 Я не преграждал путь бегущей воде.
33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35 Я не распугивал стада в имениях бога.
36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!
Чистота моя — чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе — во второй месяц зимы, в день последний — в присутствии Владыки этой земли.
Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.

Моральный кодекс строителя коммунизма (утверждён XXII съездом КПСС)

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Текст десяти заповедей на русском языке (по Синодальному переводу Библии).

1.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6.Не убивай.

7.Не прелюбодействуй.

8.Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *