Островок безопасности

Зачем деревенской школе гостиная?

Новоильинская одиннадцатилетка скоро отметит вековой юбилей. Все 34 школьника, которые сегодня здесь учатся, – из малоимущих семей. Но педагоги считают, что по-настоящему неблагополучных среди них единицы, главная проблема состоит в том, что детям уделяется мало внимания дома.

В департаменте по вопросам семьи и детей подтверждают: есть такое явление – пренебрежение нуждами ребенка. Это когда родители не понимают, что нужно обеспечить детям базовые потребности: общение, безопасное пространство для жизни, любовь и признание. К сожалению, сейчас часто родители и дети живут обособленно, сами по себе… Помочь изменить ситуацию, компенсировать детям недостаток родительского внимания и заботы поддержкой неравнодушных к их проблемам взрослых призвана активно развивающаяся в Томской области сеть социальных гостиных. Одна из таких гостиных действует при Новоильинской школе.

Невозможно, но необходимо

В 2006 году на семинар, посвященный защите детей от жестокого обращения и новым формам социальной адаптации, отправилась учитель русского языка и литературы Светлана Кулагина. Вернулась с горящими глазами: в нашей школе нужно сделать образовательный центр для социально неадаптированных детей! Новоильинские педагоги создали проект со странным названием «Алюминиевые огурцы»:

– Нам казалось, что мы задумали что-то нереальное, невозможное, не верили, что выиграем грант, потому так и назвали, – с улыбкой вспоминают сегодня.

Оказалось – возможно. Новая форма социально-образовательного сопровождения детей не только принесла деньги на самое современное оборудование и оплату труда педагогов, но и сразу же вполне успешно заработала, органично соединившись со сложившимся бытом малокомплектной школы.

Поначалу упор делался на репетиторство со слабо успевающими, обогащенное кружковой работой и поддержкой психолога. В целевую группу включили 12 детей, нуждающихся в помощи социальной и психологической. В первую очередь для них нужно было организовать безопасное пространство, чтобы они могли интересно и с пользой проводить послеобеденное время в школе, и не видели, как в это самое время их родители пьют и дерутся. В группу включили и 8 вполне благополучных учеников, приезжающих в Новоильинку из пос. Падоба, они вынуждены оставаться здесь после занятий в ожидании автобуса.

Впрочем, деление детей на «целевых» и «нецелевых» оказалось весьма условным: на занятия и праздники, организованные в рамках грантового проекта, приходили все.

Вскоре само собой получилось, что акцент новой формы сопровождения переместился из образовательной сферы в социальную. И в Новоильинской школе появилась социальная гостиная. Островок безопасности…

Взглянули по-новому

Чтобы заново наладить кружковую работу, пришлось здешним учителям самим поучиться – освоить полные курсы оригами и макраме, заняться тестопластикой. Это важная реабилитационная составляющая: здешние малыши быстро выдыхаются, теряют интерес к занятию, им нужно развивать терпение и мелкую моторику.

На грантовые деньги школа купила магнитофон, развивающие игры, канцелярию, шикарную мягкую мебель, чайник, ноутбук, проектор, фотоаппарат и видеокамеру, два компьютера и принтер. Техника все время в работе: деревенские ребятишки собирают воспоминания стариков-односельчан, фотографируют, выпускают стенгазеты, мастерят презентации и слайд-шоу, снимают к праздникам кино – документальное и игровое. Билеты-приглашения на школьные праздники получают не только мамы-папы, но и «сельская общественность», то есть все три сотни новоильинцев. Говорят, родители не сразу привыкли к такой вовлеченности в школьные дела – сначала приходили неохотно, а теперь на собрания, праздники и мастер-классы является все больше взрослых…

Школьная комната-гостиная не закрывается никогда: она работает и на переменках, и после уроков. Старшие чаще оккупируют новенькие диван и кресла для разговоров по душам и отдыха, малыши находят себе занятия в игровом уголке.

Часть программы социальной гостиной «замешана» в школьное расписание. С понедельника по субботу – дополнительные занятия английского, русского, обществознания, чаепития и шахматы, тестопластика и краеведение, спортивная секция, группа продленного дня. В воскресенье – работа пресс-центра, реабилитационного кружка для инвалидов, малышей (и, опять-таки, всех интересующихся), так что при желании в школе можно провести весь выходной…

Формально к гостиной прикреплены лишь воспитатель, социальный педагог и психолог. В реальности в ее работе участвуют практически все учителя школы.

Впрочем, слово «работа» – не самое подходящее для социальной гостиной. Потому что здесь идет очень насыщенная и яркая жизнь.

Истории успехов

В 2006 году Владик частенько ложился на пол и объявлял: не пойду на урок, хочу домой! Как-то его даже засняли в этой протестующей позе… Валя часто сбегала с занятий. Сережа легко засыпал на уроках. Андрей всегда оказывался исключенным из ребячьих дел.

И вот они, истории успеха в картинках: Владик и Сергей с горящими глазами на сцене – в главных ролях школьного спектакля. Смеющаяся Валя, только что прибежавшая быстрее всех на районных соревнованиях. Андрей над шахматной доской – победитель спартакиад, говорят, вместе с победами к нему пришли уверенность в себе и способность ладить с другими… Эти ребята теперь умеют многое: работать с цифровой техникой, лицедействовать, писать историю села и танцевать вальс. Они умеют соревноваться и побеждать.

– На конкурсы и олимпиады обычно берут только самых сильных учеников, а троечников никуда не вовлекают, но это неправильно! – с жаром убеждает директор Новоильинской школы Елена Ламеко. – Мы таких ребятишек в любой конкурс вовлекаем. Например, для районного «Нового интеллекта» доклад (теоретическую часть) написала девочка-хорошистка, а практическую (модель метательной машины) соорудил ее брат, который учится слабенько. Ему трудно выступать на людях, но модель вышла что надо! И диплом они получили один на двоих. Результат мы почувствовали сразу: из сторонних наблюдателей наши «вечные троечники» превращаются в инициаторов самых разных внеклассных затей. Психолог, тестирующий целевую группу, также констатирует: самооценка детей повышается, а уровень тревожности неуклонно снижается.

По словам директора школы, за два года в Новоильинке ни одного трудного подростка не «потеряли», наоборот, с учета в комиссии по делам несовершеннолетних недавно был снят страшеклассник.

– И ни один ученик не остался на второй год! – гордится директор. – А ведь прежде это было дело обычное…

 

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Лариса Лоскутова, руководитель учебно-методического центра Департамента по вопросам семьи и детей Томской области:

– Социальная гостиная – это инновационная социальная услуга для детей группы риска по социальному сиротству. В ней обустраивается пространство для комфортного пребывания ребенка группы риска в образовательном пространстве, поскольку дома у большинства таких детей нет условий для нормальных учебных и дополнительных занятий. Социальная гостиная помогает ребенку и его семье преодолеть трудности, связанные с освоением учебной программы, и наладить коммуникацию со сверстниками и взрослыми. По данным департамента по вопросам семьи и детей, сегодня на базе образовательных учреждений действует семь таких гостиных: в Томске, Верхнекетском, Зырянском, Кожевниковском и Шегарском районах. Все они стали победителями конкурса и получают поддержку в рамках региональной программы «Право ребенка на семью».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 10 =