Региональный центр — оператор проектов модернизации образования

Региональный центр развития образования (РЦРО) уже не первый год выступает оператором крупнейших региональных и федеральных проектов, оперативно реагируя на новые тенденции в образовании. Не удивительно, что сопровождение самых масштабных проектов в сфере образования – в 2006-2009 годах национального приоритетного проекта «Образование», а с 2008 года комплексного проекта модернизации образования (КПМО), в котором Томская область участвовала наряду с другим 31 ведущим регионом России, – также было поручено коллективу РЦРО, возглавляемому современным инициативным директором Надеждой Лыжиной. Центр принимал участие в проектировании и реализации КМПО на всех его этапах: в 2007 году совместно с департаментом образования Томской области разрабатывал проект модернизации для участия в федеральном конкурсе, на протяжении двух лет выполняет функции сопровождения, являясь оператором КПМО, вошел в состав региональной стратегической команды и рабочих групп по направлениям проекта.

Главный результат комплексного проекта, по мнению заместителя директора по проектной и научно-методической работе РЦРО Андрея Зоткина, состоит в повышении эффективности образовательной системы как в плане финансового обеспечения, так и в плане качества образования. Это не педагогический, а системный управленческий проект, превращающий директоров школ и сотрудников управлений образования в эффективных менеджеров, способных грамотно управлять образовательными учреждениями и повышать престиж педагогической деятельности.

Попробуем понять, – что же изменил этот проект в сфере образования Томской области?

Достойное вознаграждение успешным педагогам

Главный ощутимый результат КПМО – переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Для многих российских компаний уже традиционным стало доведение стимулирующего фонда оплаты труда до 50%. КПМО позволил ввести систему стимулирования и в образовательных учреждениях: доходы педагогов отныне напрямую связаны с качеством оказываемых ими образовательных услуг. За два года внедрения НСОТ значительно увеличилась доля стимулирующего фонда заработной платы учителей: на сегодняшний день она составляет 20–30%.

РЦРО регулярно проводит обучающие семинары, помогая руководителям осуществить переход на новую систему оплаты наиболее эффективно. Благодаря КПМО у грамотных руководителей образовательных учреждений появился действенный механизм увеличения заработной платы своих педагогов, что доказывает пример гимназии № 56 г. Томска. Средняя заработная плата учителей гимназии в 2009 году составила 18 269 рублей, что говорит о росте на 30% по сравнению с 2008 годом, а с учетом дополнительных средств на стимулирующие выплаты школам-участникам эксперимента по переходу на НСОТ – на все 48%. Директор гимназии Любовь Гунбина отмечает:

– Благодаря переходу на НСОТ снимается проблема крайне низкой тарифной ставки молодых педагогов, привлечение которых является для нас жизненно необходимым в связи со старением педагогического персонала. В среднем заработная плата молодых специалистов (а их у нас девять) возросла более чем на 30%.

Открытость образования

Очевидно, что модернизация образования пойдет эффективно только тогда, когда будет отлажена система участия общественности в управлении образованием. Одним из механизмов непосредственного участия родителей, обучающихся, представителей разных категорий общественности в вопросах нового качества образования и в проблемах школы в целом стали управляющие советы, действующие сейчас в 100% школ Томской области. Конкретным примером результативности их деятельности может служить ситуация в Северской гимназии, где именно обращение управляющего совета к главе администрации города помогло решить вопрос о дополнительном финансировании гимназии, необходимом для организации индивидуальной работы с одаренными учащимися.

Еще одно нововведение, обеспечивающее открытость образования, – налаживание практики публичных докладов.

— Отличие публичного доклада от традиционных ежегодных отчетов состоит в том, что публичные доклады пишутся для широкой аудитории, они должны быть понятны и родителям, и ученикам, и общественности, – говорит начальник отдела сопровождения проектов РЦРО Татьяна Хахалкина.

В настоящий момент публичные доклады введены в 95% школ Томской области.

В августе – октябре 2009 года РЦРО провел конкурс лучших информационно-аналитических докладов, победителями которого стали школа с. Новокусково и Академический лицей Томска. Интересен пример Каргасокского района, где желание сделать отчетную информацию доступной по стилю, языку, интересной в графическом представлении сподвигло к организации районного конкурса публичных докладов, который оценивало не только профессиональное жюри, но и широкий круг общественности.

РЦРО активно работает по направлению расширения общественного участия, способствуя через сетевые проекты и программы эффективному распространению технологий публичной отчетности, школьного самоуправления и социального проектирования.

Новая система повышения квалификации

В рамках КПМО была осуществлена модернизация системы повышения квалификации педагогов и управленцев образовательных учреждений. Опыт Томской области по праву можно назвать уникальным: наша область – единственный регион, где действует открытая модель повышения квалификации. Новаторство состоит в том, что средства на повышение квалификации передаются непосредственно в образовательные учреждения, и педагогические коллективы самостоятельно могут ими распоряжаться, выбирая те или иные образовательные модули организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации. Проблему выбора облегчает сетевая программа повышения квалификации, по сути, информационная база возможных курсов, собранная РЦРО.

Что дальше?

Итак, в декабре 2009 года РЦРО завершает сопровождение комплексного проекта модернизации образования, рассчитанного на два года. Функция оператора была сложна, так как любое реформирование, безусловно, не может проходить гладко. Проект заканчивается, но модернизация системы образования продолжится. Уже в следующем году запланирован переход на НСОТ дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Есть перспективы создания на территории Томской области федеральной инновационной площадки, которая предполагает дальнейшую работу с наиболее сильными сторонами КПМО – с системой повышения квалификации и внешней оценкой качества образования. Начата реализация президентской инициативы «Наша новая школа» и комплекса мероприятий, посвященных Году учителя. Региональный центр как инновационная структура, ориентированная на качественные изменения в области образования, готов к успешной реализации возложенных на него задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *