Что потребителю хорошо – предпринимателю смерть

В понедельник, 1 февраля, вступает в силу Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Его обсуждение и принятие длились несколько месяцев, каждый пункт вызывал ожесточенные споры. Чего же от закона больше – вреда или пользы?

Первый шаг

Александр Таловский, начальник Департамента потребительского рынка Томской области:

– Принятие закона – один из первых, очень мучительных шагов к установлению правил игры на рынках. Не секрет, что торговые сети жестко диктовали условия своим поставщикам – по отсрочкам по платежам, условиям обратного выкупа товаров, премиям и бонусам – плата за вход, раскладку на наиболее выгодных местах и т.д. Новый закон подтолкнет производителей и ритейлеров на выстраивание качественных отношений, основанных на взаимоуважении. Потребитель от этого только выиграет.

Отметил бы, что это первый официальный документ, дающий право регулирования розничных цен на продукты питания. В частности, если в течение 30 календарных дней на территории субъекта РФ рост цен на основные продукты питания составит более 30%, то правительство РФ имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них. До этого все регулирующие меры носили рекомендательный характер.

Самым же действенным механизмом сдерживания цен является развитие конкуренции.

Дойти до народа

Наталия Ибрагимова, директор сети магазинов «Поляна»:

– Меня не беспокоит установление предельных розничных цен на основные продукты: мы работаем в системе дискаунтеров, поэтому цены и так невысокие. Кроме того, необоснованному повышению цен препятствует сам рынок: если в твоем магазине товары дороже, чем у конкурента, покупатель пойдет к конкуренту.

В целом закон своевременный: давно пора упорядочить отношения производителей, поставщиков и продавцов. Насколько эффективными будут меры, мы узнаем только после того, как опробуем их на практике.

Единственный вопрос, возникающий уже сейчас, связан с ограничением доли торговой компании на рынке. Кто будет это контролировать? По какой методике будет вестись подсчет доли на рынке? Будут ли особые условия для сельской местности? Стратегия развития торговой сети «Поляна» включает открытие магазинов в районных центрах и малых поселениях. Но если мы открываем один супермаркет площадью более 500 кв. м, то в большинстве случаев можем превысить порог доминирования…

Две стороны медали

Раиса Эльмурзаева, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета ТГУ, к.э.н.:

– Самое спорное положение нового закона – торговая сеть не может открывать новые магазины, если ее доля на местном продовольственном рынке превышает 25%. Для потребителей это хорошо. Например, до принятия закона крупная торговая сеть могла диктовать цены и предоставлять продукты определенных поставщиков, кроме того, препятствовать входу на рынок малого и среднего бизнеса. В то же время это 25-процентное ограничение препятствует конституционному праву на свободу экономической деятельности…

Для бизнеса опасен другой пункт – об ограничении сроков возврата денег за поставленный товар. Небольшие сети это может просто убить: сокращение сроков оплаты приведет к неизбежности привлечения дополнительных кредитных ресурсов, а для этого нужна достаточная залоговая база и успешная финансовая история.

Вопросы вызывает и пункт о том, что теперь размер бонусов не может превышать 10% от суммы контракта, что могло бы помочь мелким сельхозпроизводителям. Честно – сомневаюсь. Раньше за то, чтобы попасть на полки магазинов, большинство производителей вынуждены были платить и по 50%. Вряд ли торговые сети откажутся от этого заработка. Значит, может развиться неформальная экономика… То есть небольшая фирма, скажем из Асина, может оказаться в крупных супермаркетах лишь теоретически. Практически же это станет возможным, когда власти будут целенаправленно поддерживать мелкого сельхозпроизводителя. Для этого должен быть создан отраслевой союз, который бы занимался продвижением малоизвестного отечественного товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *