Вежливое хамство

Говорят, что раньше все было другим: небо выше, трава зеленее, девушки моложе, дома пониже и асфальт пожиже. Это, конечно, дело субъективное, но вот объективно могу сказать, что хамство раньше было точно другим. Хамство было более хамским. Не нынешнему чета. Видел сам, как во времена борьбы с пьянством в винно-водочном магазине рядом с гастрономом «Юбилейный» дородная тетка-продавщица била счетами плюгавенького мужичонку по голове за какие-то сальные слова в ее адрес. Или в «Верхнем» гастрономе продавщица, не достав из-за прилавка селедкой интеллигентного вида женщину, запустила в нее рыбиной. Та в долгу не осталась – вернула подачу обратно. Такие крайние проявления хамства, конечно, были не часты, но ругань, крики, взаимные оскорбления – это была повседневная практика.

А все потому, что раньше перед нами стояли другие приоритеты – где бы чего бы достать, при этом ни нервы, ни время в расчет не принимались. Стоять в очередях могли часами, приступом брать любой торговый бастион, применяя не только силу матерного слова, но и физические навыки, чтобы смочь ухватить то, что «выбросили». Закаленный насчет хамства был народ.

Сегодня многое изменилось: доставать уже ничего не надо, на первый план люди стали ставить экономию времени и нервов. Не последним в плане мотивации в борьбе с хамством стало и чувство собственного достоинства. Зачем кидаться селедкой, кричать, топать ногами, выражаться матом, когда есть другие, весьма действенные способы повлиять на хама. Пожаловаться владельцу заведения (негативная огласка ныне — это удар по карману этого самого хозяина), подать в суд (если хамство доказуемо, то суды наказывают реально, хотя не так строго, как хотелось бы), обратиться в отдел по защите прав потребителей (самому приходилось не раз обращаться, мера действенная, магазины этот отдел боятся пуще милиции). Наконец, можно не вступать с хамом в пререкания, а уйти и никогда не возвращаться туда, где тебе нахамили: и нервы будут целей, и хамы останутся без твоих денег.

Все бы хорошо, но не каждое учреждение сферы обслуживания можно игнорировать, без взаимодействия с некоторыми просто не обойтись. Во-вторых, и хамство нынче видоизменилось, оно стало, я бы сказал, вежливым, с приятной улыбкой на лице. Не сразу и поймешь, что тебе нахамили. То есть по форме вежливо, а по сути, как говаривал классик, форменное издевательство. Думаю, у каждого найдется немало примеров такого вежливого хамства. И не только в магазинах. В любых учреждениях и конторах. В органах власти и управления наконец-то научились обращаться с посетителями довольно вежливо. Стало ли от этой вежливости жить удобнее и комфортнее?

Мы решили так и назвать новую рубрику — «Вежливое хамство», где будем рассказывать об учреждениях, фирмах и конторах, в которых, мягко говоря, хамски посылают людей по известному адресу, но делают зачастую это весьма вежливо. Очень надеемся на вашу помощь, на подсказку адресов, где проживают хоть и вежливые, но хамы. А я, как внештатный автор газеты, то есть человек вполне простой и обычный, не наделенный привилегиями представителя четвертой власти в виде редакционных корочек, постараюсь доказать на собственных примерах, что хамить даже вежливо в наше время – значит поступать экономически неэффективно, проигрывая тем самым в жесткой конкурентной борьбе.

Наоборот, относиться к людям по-человечески, несмотря на их возраст, одежду и социальный статус, по принципу «клиент всегда прав, но особенно, когда он не прав» – это очень выгодно именно с экономической точки зрения. Как профессиональный пиарщик, открою вам небольшой секрет: самый эффективный способ коммуникации – это слухи и передача новостей путем межличностного общения, а самые лучшие проводники слухов – пенсионеры. Именно к ним нужно относиться с особым почтением и в силу их возраста, и потому, что они, не зная этого, обладают большим потенциальным зарядом по экономическому наказанию любых хамов. Даже вежливых. Им только нужно раскрыть глаза на это вежливое хамство. Чем я и буду здесь заниматься.

…А все-таки хочется иногда, чтобы вернулись старые времена. Не для того, чтобы любоваться высоким небом и зеленой травой. А чтобы можно было вот так наотмашь селедкой да по хамской роже. Что ни говори, а раньше моральное удовлетворение было гораздо удовлетворительнее, чем ныне.

Анатолий ЗАХАРОВ

Написать автору можно по e-mail: tlspress (at) tomlesstroi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *