УЗИ – главный помощник кардиолога

Современные методики позволяют томским кардиологам спасать жизни тысяч пациентов

 В начале 60-х годов прошлого века в мире появился новый способ диагностики – УЗИ. Это повлекло за собой настоящий прорыв в медицине, поскольку благодаря ультразвуковому исследованию был открыт ряд не известных ранее болезней. К примеру, кардиологи впервые выявили пролапс митрального клапана. Сегодня разработана масса методик, направленных на то, чтобы поставить больному максимально точный диагноз. Эти методики, в том числе и самые новые, успешно используются специалистами Томского НИИ кардиологии на благо пациентов.

 

Триумфальное шествие ультразвука

В свое время появление УЗИ произвело настоящий фурор во всем мире.

– В самом начале 1970-х я был на конференции в Москве, – рассказывает директор НИИ кардиологии СО РАМН академик Ростислав Карпов. – Помню, как во время одной из лекций американский профессор сказал интересную фразу: «Уважаемые коллеги, мы живем в век триумфального шествия ультразвука и похоронного шествия рентгена». Многим тогда казалось, что лучевой метод не выдержит конкуренции с новейшим способом диагностики и попросту исчезнет.

– К счастью, мы видим, что рентген не просто выжил, – улыбается Ростислав Сергеевич, – он очень удачно трансформировался в новую форму, появилась мультиспиральная рентгеновская компьютерная томография, без которой врачи уже тоже не мыслят своей работы. Что касается ультразвукового исследования, на протяжении последних десятилетий этот вид активно развивался и на данный момент в кардиологии он является приоритетным среди неинвазивных методов диагностики. У него масса достоинств: УЗИ не оказывает вредного влияния на пациента и на врача, это абсолютно безболезненный вид исследования, но вместе с тем он очень информативен.

Эффективность использования данного метода зависит от двух факторов: уровня аппаратуры и квалификации исследователя. Специалист, занимающийся ультразвуковой диагностикой сердца, должен быть кардиологом, в совершенстве знать топографическую анатомию грудной клетки, гемодинамику сердца, иметь пространственное мышление.

– В нашем институте используется аппаратура самого высокого, так называемого экспертного класса, – продолжает Ростислав Сергеевич. – Безусловно, это дорогое удовольствие, но оно того стоит. На этом оборудовании работают специалисты, овладевшие самыми современными методиками ультразвукового исследования. И мне очень отрадно, что они обучают этому других, то есть готовят для института новые кадры. Александр Врублевский, Елена Павлюкова, Алла Бощенко – это, без преувеличения, «штучный товар». Они не только замечательные практикующие врачи, но и видные ученые, занимающиеся интересными научными изысканиями.

Сердце как на ладони

Полвека – для истории сравнительно небольшой срок, но этого времени оказалось достаточно для того, чтобы цивилизация сделала гигантский шаг вперед. Благодаря УЗИ медики получили возможность наблюдать работу сердца «изнутри»: видеть сокращение всех его сегментов, продвижение кровотока и так далее.

– Если честно, когда 40 лет назад я впервые увидел, как работают клапаны сердца, мне чуть самому плохо не стало, – признается академик Карпов. – Сейчас это обычное дело. Теперь представить диагностический процесс без ультразвука невозможно.

– Действительно, именно результат УЗИ часто является решающим аргументом при постановке диагноза и выборе тактики лечения, – подключается к разговору старший научный сотрудник НИИ кардиологии доктор медицинских наук Александр Врублевский. – Эхокардиография (ЭхоКГ) позволяет нам оценить размеры сердца и его отдельных структур (желудочков, предсердий и других), исследовать клапанный аппарат, понять, есть ли нарушения в его работе. С помощью специальных расчетов мы определяем массу сердца, его сократительную способность – фракцию выброса и тому подобное.

Понятно, что получить большой объем разносторонней информации посредством одной методики не получится, поэтому мы используем разные. В каком-то случае наиболее уместна чреспищеводная эхокардиография – это исследование сердца через пищевод с использованием специальных датчиков. Информативность этого метода очень высокая, к примеру, он позволяет увидеть опухоли и тромбы (в ушке левого предсердия), обнаружить которые через грудную клетку крайне сложно.

При обследовании больных с ишемической болезнью сердца нередко назначаем стресс-эхокардиографию. В условиях физической нагрузки выявляем у пациента скрытую ишемию.

В 1999 году ведущий научный сотрудник нашего института, д.м.н. Елена Павлюкова впервые в клинической практике внедрила методику тканевого допплеровского исследования. В настоящее время этот способ используется для быстрой оценки функции правого желудочка, диагностики констриктивного перикардита.

– Александр Васильевич, для вас, как для ученого, какие исследования особенно интересны?

– Есть два направления, над которыми я работаю совместно с профессором Еленой Павлюковой. Первое – это исследование коронарного кровотока и резервных возможностей сердца. При помощи УЗИ мы выясняем, сколько крови может пропустить сердечное русло в условиях стресса. Данный показатель очень важен, поскольку во многом от него зависит, как нужно лечить пациента: консервативно либо прибегнуть к оперативному вмешательству.

Второе направление – исследование деформационных свойств миокарда в покое и во время нагрузочной пробы. Оно позволяет кардиологу обнаружить скрытую ишемию миокарда, а у больных с острым инфарктом миокарда оценить прогноз для жизни. Но самое главное – с помощью этого метода можно диагностировать жизнеспособный миокард у больных, перенесших инфаркт. Это необходимо кардиохирургу при определении объема оперативного вмешательства.

Данная методика также позволяет выявлять десинхронию у больных с тяжелой сердечной недостаточностью и выделять группу пациентов, которым необходима ресинхронизирующая терапия.

В настоящее время в нашем отделении осваивается методика трехмерной реконструкции сердца. Компьютерный анализ и построение объемного изображения дают возможность выяснить, как изменяется геометрия сердца больного после сосудистой катастрофы.

– Помимо того, что это представляет научный интерес, данный фактор имеет определяющее значение при лечении больных, перенесших острый инфаркт, – объясняет ведущий научный сотрудник НИИ кардиологии д.м.н., профессор Елена Павлюкова. – Перед операцией необходимо как можно более точно определить жизнеспособность миокарда, ведь от этого напрямую зависит объем хирургического вмешательства.

Наука не стоит на месте, сейчас на подходе оценка деформации миокарда в трехмерной реконструкции, надеемся, что это еще в большей степени поможет нам диагностировать заболевания сердца.

Елена ФРИЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =