НАУКА ХОРОШИХ ДОРОГ

В этом году отметит свой юбилей дорожно-строительный факультет ТГАСУ. Его прародительницей стала специальность «автомагистрали и городские улицы», первый набор на которую состоялся в рамках строительного факультета ТИСИ в 1953 году. В открытии и становлении новой для института и города Томска специальности, созданной на ее базе кафедры «Автомобильные дороги» приняли участие ученые ведущих профильных институтов страны: Москвы, Ленинграда, Омска. Двумя годами позднее, весной 1955 года, был подписан приказ о создании дорожного факультета как самостоятельного структурного подразделения института.

 

За прошедшие с тех пор пять с половиной десятилетий факультет дал путевку в профессию почти 5 тыс. инженерам-дорожникам, став одной из самых авторитетных в России кузниц кадров для дорожной отрасли. Сложно сегодня найти в стране регион, где бы они не трудились! Многие из выпускников факультета возглавляли и возглавляют лучшие предприятия отрасли, входя в профессиональную элиту.

Один лишь факт: в недавно изданной энциклопедии «100 выдающихся дорожников России» воспитанников дорожно-строительного факультета ТГАСУ больше, чем выпускников всех остальных профильных факультетов и вузов страны: 13 из 100! Востребованы они и за рубежом – в Англии, Германии, США, Австралии и других странах мира. С 2004 года выпускники-отличники помимо диплома ТГАСУ получают сертификат о присвоении степени магистра инжиниринга Международного института инженеров-строителей, признаваемый в 150 государствах мира. Из 64 российских вузов, готовящих сегодня дорожников, лишь 4 прошли жесткую процедуру международной сертификации, и ТГАСУ в их числе! Весомое подтверждение того, что уровень образования, получаемого здесь, соответствует мировым стандартам. Прежде всего благодаря сочетанию фундаментальной теоретической подготовки с обширной практикой.

Союз знаний и дела

С первых дней создания теснейшее сотрудничество связывает факультет с ведущими предприятиями дорожной отрасли Сибири. Студентам это дает возможность получить практические навыки, зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем. Наличие постоянной обратной связи позволяет и преподавателям быть в курсе требований, предъявляемых руководителями предприятий к уровню знаний специалистов, чутко реагировать на их запросы, внося коррективы в учебный план.

– Более четверти века на факультете сохраняется цикловой метод обучения, при котором студенты сдают четыре сессии в год, включая две промежуточные, а также сквозное курсовое проектирование с привлечением для руководства проектами сотрудников нескольких кафедр, порой с других факультетов, – рассказывает профессор, доктор технических наук Владимир Ефименко, декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ. – Наша схема обучения была одобрена учебно-методическим объединением при Московском автомобильно-дорожном институте, взята на вооружение в СибАДИ, ТюмГАСУ, КузГТУ и других вузах.

На базе архитектурно-строительного университета успешно функционирует институт непрерывного образования (ИНО), в котором профессорско-преподавательский состав дорожного факультета осуществляет подготовку и переподготовку инженерных кадров для дорожной отрасли. Курсы повышения квалификации специалистов-дорожников аккредитованы в Министерстве транспортного строительства РФ как Региональный образовательный центр. Повысить уровень профессиональных знаний в Томск приезжают дорожники не только близлежащих сибирских территорий, но и отдаленных районов, например Якутии, Камчатки, Дальнего Востока. Примечательно, что в ИНО ТГАСУ прошли переподготовку специалисты омских дорожных организаций (при наличии в Омске авторитетнейшего учебного заведения России – СибАДИ!).

Специалисты передовых предприятий, приезжающие на переподготовку, не только получают новые знания, но и охотно делятся своим опытом со студентами и сотрудниками ТГАСУ, рассказывая им о том, как и чем сегодня живет дорожная отрасль в регионах России, на применение каких технологий делает ставку. Для студентов это еще один источник получения бесценного практического опыта, от которого напрямую зависит успешность их первых шагов в профессии. Но, безусловно, наибольший объем знаний они приобретают во время ежегодных производственных практик, когда трудятся непосредственно на предприятиях либо принимают участие в работах, выполняемых факультетом в рамках хоздоговоров. Поскольку научная деятельность всех трех кафедр, входящих в состав факультета, направлена на решение самых актуальных производственных проблем и задач, то и дефицита заказчиков нет. Результаты научных изысканий не остаются в тиши лабораторий, а шагают в жизнь, принося пользу людям.

Сибирская специфика

Начиная с 1970 года основным направлением научной деятельности кафедры автомобильных дорог стали исследования характеристик грунтов территории Западной Сибири. Полученные учеными сведения послужили основой для пересмотра применявшихся ранее нормативов и стандартов проектирования дорог в этом регионе.

– Дело в том, что отдельные положения действующих сегодня норм проектирования были сформулированы по результатам исследований, выполненных на Московском и Ленинградском узлах автомобильных дорог в первой половине прошлого столетия. Поэтому они недостаточно учитывают особенности природно-климатических условий ряда регионов России, например Западной Сибири, что является одной из серьезных причин непродолжительной службы построенных здесь транспортных сооружений, а также значительных расходов на их содержание при эксплуатации, – рассказывает Владимир Ефименко. – Проведенные нами исследования показали, что около 60% территорий Кемеровской и до 40% Новосибирской областей должны быть отнесены ко II дорожно-климатической зоне. Однако на протяжении десятилетий дороги проектировали и строили по нормам, относимым к III зоне, для которой характерен более мягкий климат и, соответственно, требуется более тонкая дорожная одежда. Закономерный результат, особенно при сегодняшней нагрузке на дороги, – ускоренный износ, колееобразование, разрушение и покрытий, и слоев основания, следовательно, возрастающая потребность в средствах на восстановительные работы при приведении сети дорог в требуемое состояние. В настоящее время сотрудники кафедры «Автомобильные дороги» уточнили нормы проектирования автомобильных дорог для организаций – заказчиков строительства дорог в Томской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской областях и Алтайском крае. При выполнении работ в Омской и Курганской областях будут обоснованы нормы проектирования автомобильных дорог для всего «подбрюшья» Западной Сибири, включая территорию II, III и IV дорожно-климатических зон.

При обследовании сети дорог Западной Сибири, полевых наблюдениях, отборе проб грунтов и материалов, а также при их лабораторных испытаниях участвовали студенты-дорожники. Хорошо зарекомендовали себя студенты при выполнении работ для Федерального дорожного агентства по контролю качества строительства федеральных дорог в Кемеровской, Тюменской, Иркутской областях и в Красноярском крае. Специалисты кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ были привлечены Федеральным дорожным агентством для технического надзора за строительством автотрассы Москва – Владивосток на участке Омск – Новосибирск. Преподаватели и студенты дорожного факультета ТГАСУ контролировали качество строительства мостовых переходов на реках Томь и Чулым. Кстати, створ второго моста через Томь и его габариты обосновал старейший сотрудник кафедры доцент Н. Сидоренко.

Сегодня специалисты кафедры работают на объектах, заказчиком которых являются департамент капитального строительства и Территориальное управление автомобильных дорог Томской области. Участие студентов в работах кафедры дает им отличную возможность еще во время учебы развивать свои организаторские способности, получать навыки руководства людьми, оперативно находить варианты решения возникающих в производственной деятельности проблем.

Новые технологии – в производство!

Для выполнения работ по заказу производства и для учебного процесса кафедра «Автомобильные дороги» располагает современным оборудованием, часть которого уникальна для Томской области. Это позволяет выполнять широчайший спектр экспертиз по комплексной диагностике технического состояния автомобильных дорог. По инициативе томских дорожников учеными кафедры предложены новые технологии производства искусственных каменных материалов, а также композиций и применения их в строительстве; обоснованы конструктивно-технологические решения по применению геосинтетических материалов в слоях земляного полотна и дорожных одежд; разработаны технологии строительства дорог на грунтах с недостаточной несущей способностью. Весьма важное направление в исследованиях сотрудников кафедры последних лет сформировано по предложению специалистов департамента капитального строительства г. Томска – комплексное исследование дорожно-транспортных потоков Томска. Результаты этих работ активно используются мэрией, специалистами различных служб и ведомств при разработке новых маршрутов общественного транспорта, внесении изменений в схемы движения транспортных потоков на улицах города. Ни одно из подобных решений не принимается без экспертизы ученых дорожного факультета ТГАСУ. Возможность оcвоить широчайшие возможности 3D-моделирования и новейшего программного обеспечения привлекает многих студентов, так что перспективное направление в рамках кафедры будет активно развиваться и впредь.

В ногу со временем

Дорожная отрасль не стоит на месте, стремительно развиваясь по мере появления и внедрения в нее новых технологий, материалов. Повинуясь этому ритму, путь ноу хау от лабораторий ученых до реального производства становится все короче. Процесс подготовки кадров не должен от него отставать: знакомство студентов с научными достижениями, которые в скором времени станут реальными производственными технологиями, дает будущим специалистам уникальные компетенции, определяет их дальнейшую востребованность на рынке труда. И пример дорожного факультета это наглядно подтверждает.

– Как показывает опыт, проблема поиска рабочих мест нашим питомцам не грозит: ежегодно заявки на них приходят из Санкт-Петербурга, Тюмени, Кузбасса, Новосибирска, Алтайского края, Москвы, причем их число стабильно превышает число самих дипломников, – говорит Владимир Ефименко. – Думаю, эта традиция не прервется и в будущем. Ведь дороги будут нужны всегда. Особенно хорошие, надежные, современные дороги. И наши выпускники отлично знают, как их построить и сохранить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =