Судьба за каждой цифрой

Пережить тяжелый 2009 год многим томичам в значительной степени помогли меры антикризисного правительственного пакета: индексация и валоризация пенсий, увеличение размера социальных выплат «чернобыльцам», донорам, ветеранам войны и инвалидам… Антикризисные шаги предпринимала и областная администрация: были повышены пособия на ребенка, расширены основания для получения почетного звания «Ветеран труда Томской области», снижена стоимость единого социального проездного и т.д.

Областной бюджет обеспечил своевременную зарплату бюджетникам, оплату коммуналки в социальной сфере, нормальное питание и обслуживание проживающих в домах-интернатах, существенные меры социальной поддержки населения. И все это в тяжелейших кризисных условиях!

– Нынешний год не обещает быть легким, но меры социальной поддержки населения, установленные законодательством Томской области, сохранятся в полном объеме, – сообщила на недавней коллегии Департамента социальной защиты населения Томской области его начальник Ирина Трифонова.

2010-й – юбилейный

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне ветераны войны окажутся в центре внимания властей всех уровней: из областного бюджета на их текущие нужды (оздоровление, зубопротезирование и ремонт жилья) выделено 10 млн рублей, поможет и фонд «Победа» – на его счету около 3,8 млн рублей. Президент поставил перед правительством и регионами задачу – обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от даты постановки их на учет (на сегодня в томском реестре их 452). В апреле участники войны и труженики тыла получат существенные единовременные выплаты, фронтовики смогут бесплатно съездить на встречи с однополчанами. Муниципальные образования проведут масштабные реставрационные работы в местах расположения воинских захоронений и мемориальных комплексов.

Субсидии

В 2009 году субсидии на оплату ЖКУ получили более 53 тыс. семей. Расходы на их выплату увеличились на 22 млн и составили 453 млн рублей. В 2010-м объем планируемых ассигнований на эти цели увеличен по сравнению с прошлым годом на 9,72 млн рублей. Средний размер субсидии на семью составил 1080 рублей, что на 13% выше, чем в 2008-м. В Первомайском, Кожевниковском, Верхнекетском, Асиновском и Шегарском районах помощь в оплате ЖКУ была оказана каждой третьей семье.

Монетизация

– Томская область начала свой переход от натуральной формы льгот на ЖКУ к денежной с 2010 года – в числе последних, а потому мы имели возможность изучить и проанализировать опыт большинства регионов России, – указала на очевидную выигрышность такой позиции Ирина Трифонова. – Оптимальной признана модель перехода на денежные выплаты по фактическим начислениям за ЖКУ, когда денежная выплата устанавливается в размере фактически получаемой льготной скидки в натуральной форме, то есть объем монетизированных льгот равен объему предоставляемых скидок.

Подготовительная работа в области проведена колоссальная: сформирована нормативно-правовая база – четыре закона и семь нормативных актов. Со всеми поставщиками ЖКУ, а их в области 739, заключены договоры о взаимодействии. Доработан программный продукт, позволяющий собирать начисления от поставщиков услуг и формировать на их основе ежемесячную денежную выплату и контролировать расчет начисленных сумм.

Дети

На социальную поддержку семей с детьми в 2009 году направлено 269,9 млн рублей (на 29% больше, чем в 2008 году), тогда же удалось проиндексировать размеры федеральных государственных пособий для граждан, воспитывающих детей, на 13%, а с 1 января 2010 года – еще на 10%.

На территории области заработали новые социально-ориентированные законы, повысившие ежемесячные пособия на ребенка, выплаты на проезд школьников из малоимущих многодетных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…

В прошлом году выплаты для подготовки к новому учебному году получили 9163 школьника из малоимущих многодетных и неполных семей с двумя и более детьми. Из областного бюджета на эти цели выделено 14 млн 200 тыс. рублей (в прошлом году такую помощь получили 1195 семей на общую сумму 2 млн рублей). Компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском саду получают 28 068 семей (86 млн 500 тыс. рублей). Все новорожденные обеспечены подарочным набором товаров детского ассортимента. Введены ежемесячные выплаты на питание беременным женщинам и кормящим матерям из малоимущих семей.

Пожилые люди

Различными формами социального обслуживания в области охвачено более 10 тыс. человек, в основном пожилых, 78% из них – инвалиды.

Надомное обслуживание 2567 пенсионеров и инвалидов осуществляют 623 штатных социальных работника. Очередь в дома-интернаты общего типа отсутствует. В Богашево, Рыбалово, Петрово действуют социально-медицинские комнаты, где получают социальные услуги более 3 тыс. пожилых людей и инвалидов. В комплексном центре социального обслуживания населения ЗАТО Северск работает передвижная бригада социального обслуживания, в составе – социальный работник, психолог, юрисконсульт. Это особенно актуально для проживающих в сельской местности – на присоединенных к ЗАТО Северск территориях. Услугами психологической службы «Телефон доверия» в 2009 году воспользовалось около 12 тыс. человек.

В Комплексном центре социального обслуживания населения Томской области ежегодно укрепляют свое здоровье и проходят курс социальной реабилитации более 1,5 тыс. пожилых и инвалидов. Услугами центра социальной адаптации г. Томска воспользовались более 4 тыс. людей без определенного места жительства.

В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов (домах-интернатах) проживают около 2 тыс. граждан.

Инвалиды

В области проживают более 64 тыс. инвалидов. В Томске значительно возросло число объектов социальной инфраструктуры, оборудованных пандусами. Приобретено 12 низкопольных троллейбусов. В 2009-м число маломобильных граждан, получивших услуги социального такси, возросло на 12%, 24 инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в транспортном средстве, вручены автомобили, 732 выплачена денежная компенсация взамен автомобиля в сумме 100 тыс. рублей. Очередь на обеспечение инвалидов транспортом закрыта.

Кое-что о встречных обязательствах

На адресную социальную помощь 14 тыс. граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из различных источников было направлено 47,3 млн рублей (в том числе более 23 млн (49%) из областного бюджета). Это на 27% больше, чем в 2008-м. 30% средств пошло на самое насущное: покупку продуктов, одежды, обуви, 29% нуждающихся помогли оплатить лечение и лекарства… Эта работа велась и раньше. Но в 2009 году в большинстве случаев материальная помощь нуждающимся оказывалась на условиях социального договора о взаимных обязательствах: во-первых, использовать средства только на цели, определенные договором, во-вторых, выполнить ряд действий, направленных на улучшение своего положения. Если для выхода из трудной жизненной ситуации требуется участие органов власти или иных организаций, к проблеме подключается межведомственная комиссия по предоставлению адресной социальной помощи, созданная при главе района.

В этом случае с получателем адресной помощи заключался социальный контракт, его сторонами выступали все участники процесса, которые могут потребовать от заявителя простых и понятных действий: пройти лечение от алкоголизма до конца, попытаться устроиться на работу, сделать в доме ремонт, засадить огород… За 7 месяцев заключено 1667 социальных договоров и 177 контрактов (по которым, например, 151 многодетная семья получила деньги на приобретение коров и заготовку кормов).

 

Сказано

Об инновациях и качестве услуг

Ирина Трифонова, начальник Департамента социальной защиты населения Томской области:

– Вместо хождения по инстанциям мы предоставляем возможность получить консультацию специалиста в режиме on-line, вместо стояния в очередях вводим грамотное управление клиентскими потоками в режиме многофункционального центра (к примеру, сегодня в МФЦ г. Томска можно получить более 120 государственных и муниципальных услуг!), вместо телефонов «горячих линий» в каждом учреждении социальной поддержки готовимся к запуску объединенного высокотехнологичного call-центра, вместо обезличенной помощи практикуем адресную систему и социальный патронат… Наша основная задача – обеспечение получения гражданами постоянной и эффективной помощи – остается неизменной. Обеспечивая ее исполнение совместными усилиями, мы должны поднять на качественно иной уровень предоставление социальной помощи населению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *