Шанс на легальность

Старт и кочки «амнистии» для гаражей и погребов

– Полагаю, каждое третье обращение граждан по вопросу «гаражной амнистии» будет конфликтным, – говорит председатель правового комитета департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска Яков Грель. – Причин несколько: отсутствие какого-то документа, к примеру об отводе земли, или ненадлежащим образом оформленные бумаги. А ряду граждан стать собственниками вообще не удастся…

Старта «гаражной амнистии», позволяющей на льготных условиях стать полноправными хозяевами земельных участков под объектами, ждали тысячи людей. Это члены около 600 кооперативов (средняя численность объединения – 40 человек), имеющих какие-то разрешительные документы советского образца. И еще порядка 500 кооперативов, оформивших гаражи и погреба в собственность, но пока не обладающих правами на землю.

История вопроса

До 2006 года у граждан было право узаконить самовольные постройки через суд, если администрация выдавала письмо, подтверждающее, что земля под строением в свое время действительно была предоставлена под те или иные объекты. Но воспользовались этим правом далеко не все. А потом вступил в силу Земельный кодекс, четко установивший: право на недвижимость можно получить лишь при наличии права на землю. В итоге тысячи хозяев гаражей и погребов оказались в опасном положении – свидетельств о собственности на землю нет (есть лишь разрешительные документы советского образца), а объекты есть. Понимая уязвимость положения – опасаясь, что на неузаконенные земли пойдут в наступление строительные компании, собственники начали осаждать чиновничьи кабинеты. В результате был принят областной закон, на основании которого уже на муниципальном уровне разработали механизм «гаражной амнистии».

На минувшей неделе льготный порядок вступил в действие. Но в мэрии предупреждают:

– Регламент разработан для тех граждан, кто в советский период получал документы на использование земли, но потом возведенные на этой земле строения так и не узаконил. Те, кто возвел объекты самовольно, не имея никаких документов, собственниками стать не смогут.

Алгоритм действий: теория

1. Члены гаражного кооператива должны написать заявление и предоставить в мэрию пакет документов, подтверждающих, что земля каким-то образом отводилась именно под возведение объектов. При этом надо понимать: постройки должны находиться строго в границах отведенного участка, пристройки на «чужой» земле узаконить не удастся.

– Мы отследим взаимосвязь документов, подлинность печати ГАТО (Государственного архива Томской области). Если ее не окажется, обратимся в архив за подтверждением или опровержением существования документа, – поясняет Грель.

2. Мэрия публикует информацию о заявителях – характеристику участка и перечень предоставленных бумаг – в Сборнике официальных материалов администрации города (выходит еженедельно, есть в киосках Роспечати, библиотеках города).

3. Если в течение месяца на этот земельный участок других заявителей не окажется, в 2–3-недельный период каждому члену кооператива выдается постановление, разрешающее приобретение долевого права на землю. (Если на один и тот же земельный участок появятся два и более заявителя, мэрия переадресует граждан в суд.)

4. Члены гаражного кооператива обращаются в Росрегистрацию за оформлением свидетельства о собственности.

Практика

– Первые дни после объявления «гаражной амнистии» показали: ее ждали с нетерпением. Томичи звонят, приходят на прием. И круг острых вопросов уже понятен, – рассказывает Яков Грель. – К примеру, есть члены кооперативов, которые хотят заниматься оформлением документов самостоятельно. Но если земля отводилась обществу, мы имеем право работать только с представителем (юристом), защищающим интересы коллектива в целом. Нужно представить единое заявление с подписями всех членов кооператива, ведь земля формируется под объектом капитального строительства, а не под каждой ячейкой или боксом.

– Много вопросов у граждан, чьи гаражи и погреба возведены на земле, находящейся в аренде, – продолжает Грель. – Поясню: если аренда оформлена до вступления в силу Земельного кодекса (до 2001 года), люди могут воспользоваться правом гаражной амнистии. Более поздняя аренда уже противоречит закону.

В мэрию также обращаются члены кооперативов, в которых строения узаконены (есть свидетельства), а земля – нет.

– В этом случае люди напрасно рассчитывали на «гаражную амнистию», – разъясняет Яков Грель. – Статья 36 Земельного кодекса предусматривает в этом случае лишь один вариант – выкуп земли. То есть члены кооператива могут выкупить участок за 4,5% от его кадастровой стоимости (расценки утверждены федеральным законом). Приведу в пример кооператив на ул. Суворова, 25: 27 гаражных боксов. Чтобы выкупить 10 соток, собственники гаражей собрали по 4 тыс. рублей с каждого члена кооператива. Сумма вполне подъемная.

Впрочем, тем кооперативам, которые воспользуются правом на «гаражную амнистию», тоже придется раскошелиться.

– Администрация с документами граждан работает безвозмездно, затраты членов кооперативов будут зависеть от перечня документов, которые предстоит собрать обществу, – пояснят Грель. – Самые серьезные статьи расходов – это образование участка и постановка его на кадастровый учет – 30–50 тыс. плюс технический паспорт БТИ. Все финансовые нюансы члены кооперативов могут узнать у главы своего общества.

 

Члены гаражных кооперативов надеются, что, став полноценными собственниками своих объектов, они смогут уменьшить коммунальные платежи. Пока эти затраты весьма велики: к примеру, за текущий отопительный сезон каждый член ГСК «Космос» должен заплатить по 7,5 тыс. рублей за гараж (это сумма всех коммунальных платежей, но львиная доля – тепло). Снизить эти затраты можно, установив счетчики, но оснащать ими не оформленные должным образом помещения рискованно. В ГСК «Космос» решили: сразу после «амнистии» займутся установкой приборов учета.

 

С вопросами о «гаражной амнистии» можно обращаться в «единое окно» мэрии в среду и пятницу с 10 до 12 часов. Чтобы попасть на рабочую группу, где можно проговорить свою ситуацию и получить исчерпывающую информацию, нужно записаться по телефону 52-69-06 (Любовь Викторовна Канаева).

C постановлением, списком документов, необходимых для прохождения «амнистии», граждане могут ознакомиться на сайте администрации Томска: http://www.admin.tomsk.ru.

 

Ожидаемый результат «гаражной амнистии» для города – 8–10 млн рублей земельного налога, который ежегодно будут платить собственники гаражей и погребов.

 

Если земельные участки под погребами или гаражами расположены на земле, которая находится в федеральной собственности, оформить их не удастся. Не удастся также узаконить участки и объекты, расположенные на землях общего пользования, в коридорах красных линий (такие кооперативы в Томске есть, но их численность в мэрии пока не знают).

В городской администрации полагают, что 70% обществ смогут попасть под «амнистию».

 

Соблазн велик

Очевидно, что стартовавшая «гаражная амнистия» станет для города испытанием. Сжать зубы следует и гражданам (думаю, подтвердить право на землю будет довольно сложно и придется повоевать), и чиновникам, которым предстоит перепроверить огромный объем документов.

Есть и еще один момент, о котором вполголоса говорят в мэрии. В 2009 году в Томске выявлено 18 поддельных актов на землю. Специалисты, которые будут заниматься сбором документов в рамках «гаражной амнистии», полагают, что они увидят не один фальшивый документ. Право на льготное получение участка может подтолкнуть на преступление: есть люди, крайне заинтересованные в получении документов о выделении земли, смогут ли все чиновники устоять перед соблазном вознаграждения за эту услугу?..

Написать письмо автору можно по e-mail: nk@tnews.tomsknet.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *