И консервная банка едет

Автолюбитель Александр Ковышкин о том, чем старье отличается от раритета

Александр Ковышкин томичам знаком хорошо. Кажется, ни одно мероприятие автомобильной тематики не проходит в городе без его участия, будь то «Автомасленица» или байк-шоу.

– У нас же так: сам себе не сделаешь настроение – его тебе никто не сделает, – объясняет Александр.

Сам Александр перепробовал, пожалуй, все, что связано с автомобилями: он один из создателей Томской федерации автоспорта, постоянный участник кольцевых гонок, триалов, троффи, гонок на выживание.

А еще – организатор Томского клуба любителей ретроавтомобилей.

В поисках доноров

– Пока гниет и валяется никому не нужное – это старье, – объясняет Александр. – А когда прикладываешь к нему руки и голову, получается раритет. Машина для души.

Приобрести оригинальный автомобиль – большая удача. Обычно, чтобы собрать одну по-настоящему раритетную машину, приходится купить несколько автомобилей-доноров.

– Интересно, чтобы все детали у машины были родными, – продолжает ликбез Александр. – Только найти их непросто. Если в Америке, например, по сей день можно заказать на заводе запчасти для автомобилей 1953 года выпуска, то у нас – нет.

От автомобилей-доноров обычно остается множество не пошедших в дело запчастей, ими коллекционеры обмениваются, как филателисты марками, перепродают.

– Восстанавливаешь оригинал, а фары – раз – и в Твери! – рассказывает Александр. – Что делать? Ты списываешься, договариваешься об обмене или покупке.

Поэтому на восстановление ретроавтомобилей уходят годы…

Сто верст не крюк

За раритетами коллекционеры готовы отправиться хоть на край света. Так, например, свой любимый мотоцикл ИЖ Александр Ковышкин собирал по частям по всей Томской области.

Все началось с того, что кто-то обмолвился: мол, есть у мужика, что живет в глухой деревне за Колпашево, старенький харлей. Недолго думая автолюбитель отправился за ценным экспонатом. С трудом, но отыскал нужную деревню, улицу, дом. Мужика нашел, про которого рассказывали. Только… харлея у него не оказалось. И никогда, говорит, не было. Зато выяснилось, что в соседней деревне есть вполне раритетный ИЖ.

– Поехал смотреть, – продолжает Александр. – И правда, ИЖ начала 1940-х годов. Стоит, в землю врос. Без колес.

За колесами пришлось двинуться в соседнее село – там предприимчивый родственник хозяина ИЖа приладил их к тележке. Еще полдня ушло на то, чтобы разыскать достойную замену для тележки, иначе колеса сельчанин отдавать отказывался. С горем пополам мотоцикл был собран. Осталась сущая мелочь – документы на транспортное средство.

– Так они в другой деревне! – развели руками мужики.

Документы пусть и формальность, но без них транспортное средство на учет в ГИБДД не поставишь.

– Если в других странах коллекционеры получают льготы и преференции: специальные номера, отметки, которые избавляют от стандартных процедур регистрации, уплаты транспортного налога. У нас – нет. Для работника ГИБДД машина что 2010 года, что 1946-го – никакой разницы.

Поэтому единственное, что оставалось Александру, – вздохнуть и отправиться за документами.

– В общем, хорошо, что в пятницу выехал – только к понедельнику добрался до дома, – смеется коллекционер.

С тех пор ИЖ, собранный с такими приключениями, самый дорогой сердцу экземпляр в коллекции раритетов. Хотя Александр уверен, что машины как дети:

– В многодетной семье бывает по три-четыре ребенка, почему среди них должен быть любимый?

Выход в люди

В Томском клубе любителей ретроавтомобилей пока всего шесть участников. Но в их активе есть несколько ГАЗ-67 (выпускались с 1941 по 1953 год), «Победы», «Волги», «бьюики», «виллис» и «додж». К восстановлению готовится круглая старенькая «инвалидка».

– Примерно 10 машин на ходу, – объясняет Александр Ковышкин. – Еще около 15 находятся в стадии восстановления.

Свои раритетные авто члены клуба на улицу выгоняют не так часто. Одна из обязательных дат – День Победы. В этот день ветеранов они поздравляют на фронтовых газиках. А если фронтовики пожелают прокатиться на машине – катают. Но иногда появляются ретроавтомобили на улицах и в обычные летние деньки:

– Выезжаешь на старой машине – люди улыбаются, – рассказывает Александр. – Большой палец кверху поднимают, мол, здорово, молодцы. И настроение сразу улучшается. Ведь откуда оно настроение? От людей!

 

В активе Томского клуба ретроавтомбилей несколько ГАЗ-67, «Победы», «Волги», «бьюики», есть «виллис» и «додж».

– Примерно 10 машин на ходу, – объясняет Александр Ковышкин. – Еще около 15 находятся в стадии восстановления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 14 =