«Газпром нефть» вывела на рынок топливо нового качества
Рынок автомобильного топлива и сопутствующих услуг лишь на первый взгляд статичен. Здесь незримо идут свои «геолого-исторические» процессы — медленные подвижки одних операторов навстречу друг другу, вытеснение слабых сильными, «извержения», когда за считанные дни на рынке появляются новые «острова» и «архипелаги» АЗС, банальное отмирание в процессе естественного отбора. Но самое главное – чтобы эволюция топливного рынка приносила нам, потребителям, позитивные плоды — многогранный сервис, вежливое и профессиональное обслуживание и, конечно, возможность заправляться топливом только лучшего качества. Мы хотим от сетей АЗС надежности и стабильности, чтобы посещение АЗС поднимало настроение, а не было рутинной повинностью перед своим железным конем.
Одним из таких знаковых событий стал приход на региональные рынки АЗС нового формата под брендом «Газпромнефть». Это результат объединения тысячи с лишним автозаправочных станций в 14 регионах России, принадлежащих компании «Газпром нефть» и известных ранее под именами «Сибнефть», «Славнефть», EPetrol, «Альянс», «Новосибирскнефтепродукт» и другими.
Этим сетям, которые и ранее вполне достойно выглядели на своих рынках, предстоит переформатирование в единый и еще более высокий корпоративный стандарт нового класса под именем «Газпромнефть». И это не простая смена вывески или перекраска в фирменные цвета.
А у потребителей топлива появился шанс гарантированно получать топливо высшего качества. Откуда такая уверенность?
Попробуем разобраться. Когда мы видим на АЗС вывеску, например, АИ-95, редко кто задумается, что это значит. Так вот, «95» — так называемое октановое число (ОЧ) автомобильного (А) бензина по исследовательскому методу (об этом свидетельствует буква «И»). И это важный параметр: он определяет, насколько стабильно, без взрывных детонационных явлений, данный бензин будет работать в современных двигателях с высокой степенью сжатия. Хороший высокооктановый бензин позволит мотору автомобиля работать безопасно, на оптимальном режиме, с полной отдачей мощности с «кубика» объема и умеренным расходом топлива.
К сожалению, существующие критерии оценки качества топлива во всем мире весьма несовершенны. И октановое число — не исключение. Тот самый АИ-95 можно сделать двумя способами. Первый – сдобрить исходный дешевый бензин с низким ОЧ запредельным количеством нежелательных и опасных присадок. Можно также увеличить рекомендуемые дозы разрешенных добавок, таких как метилтретбутиловый эфир. Такой пиратский метод не требует ничего, кроме ведра, палки-мешалки и отсутствия совести. Мотору такой «корм», очевидно, вреден. Что уж говорить об экологии…
Но есть и второй способ – глубокая переработка нефтепродуктов. Он позволяет снизить пакет присадок в топливе до минимума (высокооктанового бензина, на 100% свободного от присадок, не бывает). Глубокая переработка возможна только на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, оснащенных современным оборудованием и вооруженных передовыми технологиями. Такой бензин, разумеется, в производстве будет дороже.
Вот только даже лучшая испытательная установка для двух таких разных по качеству продуктов покажет одно и то же высокое октановое число… Внешние и количественные показатели суррогата и настоящего высокооктанового бензина вроде бы в норме и одинаковы, но драйв-то совсем разный!
В составе компании «Газпром нефть» есть Омский нефтеперерабатывающий завод. Это один из флагманов нефтепереработки в России и один из крупнейших заводов мира. Глубина переработки нефти на омском заводе самая высокая в России и достигает 85%, а установленная мощность завода – 19,5 млн тонн в год.
Сегодня предприятие выпускает высокооктановые бензины «Премиум-Евро 95» и «Супер-Евро 98», соответствующие третьему экологическому классу. В этих продуктах снижена норма содержания вредного и опасного канцерогена — бензола с 5 до 1%, как того требуют последние мировые стандарты. На самом деле производителям достаточно сложно расстаться с 4% бензола по одной простой причине – его присутствие в топливе ощутимо поднимает общее октановое число бензина (ОЧ бензола равно 113). Более того, в этих бензинах более чем в три раза снижено содержание вредной для двигателя серы. Ограничивая содержание бензола и серы, заводу-производителю приходится увеличивать глубину переработки, чтобы получить требуемое ОЧ. Но на ОНПЗ эту проблему решили и выпустили действительно качественные и экологичные бензины. К слову, бензины ОНПЗ неоднократно выигрывали в конкурсе «100 лучших товаров России». Не забыты и «дизелисты» — завод выпускает семь (!) наименований дизтоплива, включая несколько видов зимнего и арктического (до -55 °С). Необходимость таких продуктов как нельзя лучше подтвердила нынешняя зима.
Но произвести хороший бензин или качественное дизтопливо мало. Транспортировка и хранение – не менее серьезная проблема. Здесь открывается широкое поле деятельности для нечистоплотных дельцов. Поэтому порой в заводском сертификате, вывешенном на АЗС, мы видим вполне благополучные цифры, а в бак автомобиля в то же время заливается нечто весьма непотребное.
Отрадно, что в компании «Газпром нефть» с появлением АЗС нового единого формата все звенья цепочки — производство, транспортировка, хранение и розничная реализация — контролируются и управляются единой жесткой вертикалью. Будем надеяться, что, заправляя «Премиум-Евро 95» на новой АЗС «Газпромнефть», мы будем получать то самое высококлассное топливо, что произвел флагман российской нефтехимии.
Марк ПАВЕРМАН