Очередь в койку

Маркетинговая терапия с элементами психотехнологий

 Очередь занимаем в 6 часов, – рассказывает пенсионерка Лидия Петровна. – В это время собирается уже человек 15-20 – пытаемся попасть на первый сеанс «Серагем», а он начинается в 08.40. Два с половиной часа на свежем воздухе – это единственный минус.

– Зато потом сплошное удовольствие, – тут же минус переводит в плюс рядом стоящая бабушка — божий одуванчик.

«Сплошным удовольствием» собеседницы называют бесплатные сеансы терапевтического массажа, которые проводит в демонстрационном зале компания с экзотическим названием «Серагем». «Удовольствие» таково, что ежедневно на ул. К. Маркса с раннего утра скапливаются «советские», как за колбасой, очереди из людей, имеющих самые разные болячки (от мозолей до миом), но не имеющие возможности купить 85-тысячную массажную кровать.

В офисе стоит 18 коек и работают семь человек, но специалиста с медицинским образованием нет, от граждан не требуют меддокументов, рекомендаций лечащих врачей. Более того, посетители, как правило, даже предварительно не посоветовались с врачами. Зато перед сеансом в обязательном порядке должны поставить свою подпись под информацией, что уведомлены о возможном ухудшении здоровья.

Специалисты говорят об юридически безупречной маркетинговой стратегии с элементами психотехнологий.

Последний на вибрацию

– Зря сомневаетесь! Лучше очередь займите и родителей ведите – у них наверняка букет болячек: разве не хотите, чтобы они поправились? Женщина ходила, и, представляете, у нее даже миома исчезла – вообще следа не осталось, просто растворилась.

Невероятные истории слушаем с экспертом Росздравнадзора Анджеем Скобельским. Очереди представились супружеской парой, которая хочет все узнать о чудо-кроватях. Прийти с официальной проверкой, чтобы выяснить, какой именно деятельностью занимается компания и нужна ли для этого лицензия, Скобельский не может – нужны основания, жалоба…

Просачиваемся через толпу на улице, но в офисе вновь оказываемся в хвосте вереницы – очередь продолжается. Человек десять стоят в холле и, вытянув по-страусиному шеи, заглядывают в демонстрационный зал. Оттуда раздаются динамичные призывы на восточном языке, а полный зал слушателей сидит и внемлет, открыв рты.

– Туда нельзя! Вы кто? – настораживается администратор офиса.

По нашей просьбе приглашают директора компании «Серагем-Томск» Любовь Ваулину. В ответ на вопрос о законности деятельности и наличии лицензии Ваулина демонстрирует равнодушие, преграждает путь в зал, где что-то вещает кореец, и заявляет: «Серагем» не предоставляет медицинскую услугу, а продает товар (кровати), лицензия не нужна. Директор указывает на стену славы, увешанную всевозможными сертификатами, и просит не мешать проведению встречи с «магом» из московского офиса.

Ошарашенные увиденным, покидаем офис.

– Вы зачем с ребенком сюда пришли?! – на пороге вырывается у эксперта при виде женщины с девочкой-школьницей.

– У нас жуткий сколиоз, решили полечиться,– растеряна томичка.

– У врача были?

– Нет. Думали, пройдем несколько сеансов, а потом в больницу – узнаем, есть ли улучшения, ведь на лекциях «Серагем» говорят, что инфракрасное тепло поможет, а нефритовые ролики сами найдут недуг и прижгут его.

Женщина замолкает, и создается впечатление, что все-таки она понимает – логика ее действий нарушена.

– При сколиозе прогревание может быть противопоказано. Вы рискуете, – объясняет Скобельский.

Часть очереди прислушивается, а большинство начинают бунтовать против нас, и через минуту волна возмущения превращается в стремительно надвигающийся шторм.

– Пошли вон отсюда, а то сейчас с лестницы спущу! – шипит мужчина лет 70, а затем начинает размахивать палкой и что-то угрожающе кричит вслед.

Мы изгнаны.

На следующий день

На следующий день приходим в офис «Серагем» с сотрудниками УВД – по обращению местных участковых. Они, как и ваш корреспондент, обратили внимание на ежедневное столпотворение на К. Маркса и решили узнать причину.

Картина та же – на улице снегопад, в очереди два десятка жаждущих исцеления, примерно столько же в офисе, 18 томичей с благостными улыбками лежат на кроватях и массажируются.

Любовь Ваулина, удивленная визитом милиционеров, показывает документы и подчеркивает:

– У нас все законно, офисы работают по всей стране и в 60 странах мира. Компания уже столько проверяющих видела, но ничего противозаконного не нашли!

И действительно, ничего незаконного в деятельности «Серагем-Томск» оперативники не усмотрели: юридически это розничная торговля с элементами демонстрации. Компания не занимается медицинской деятельностью, а как дистрибьюторский центр продает корейские массажные кровати. И свойство этих кроватей желающие могут оценить на себе во время ежедневных бесплатных сеансов. Как сказала Любовь Ваулина, это уникальная маркетинговая стратегия «Серагема».

Мы почти уже уходим, как вдруг из зала, где идет лекция о кроватях корейского производителя, прорывается какое-то странное массовое улюлюканье…

И я там был

Чтобы узнать природу улюлюканья и вообще понять, что происходит в демонстрационном зале, решено: сотрудник милиции под видом обычного томича и на собственном опыте опробует чудодейственную силу корейской новинки.

– Расскажу, что увидел наш сотрудник, и пусть каждый сам делает выводы, – говорит заместитель начальника УВД по экономической безопасности Олег Курачёв. – Итак, сначала была лекция о пользе, которую приносят кровати «Серагем» здоровью. Причем слушателям как бы невзначай, но постоянно навязывалась мысль, что представители традиционной медицины помогают редко. При этом будто бы случайно в зале периодически подскакивали люди и рассказывали, от каких именно недугов помогли им избавиться массажные кровати. Перечень их велик, а рассказывали так, что трудно не поверить. После лекции показали рекламный фильм. А кульминацией стало совместное ликование – выкрикивание лозунга «Серагем» – здоровье всем!». Мы знаем, что у компании есть и свой гимн, но, видимо, его исполняют на каких-то других встречах. Те, кто решают, что сеансы вибромассажа им нужны, в обязательном порядке подписывают документ о том, что они уведомлены, что состояние здоровья может ухудшиться.

Написать письмо автору можно по e-mail: nk@tnews.tomsknet.ru

 

Директор при встрече с сотрудниками милиции не раз упомянула, что на днях их кровать купил главврач одной из томских больниц.

— Да, купил, – подтвердил главный врач областной детской больницы Владимир Сальников.

И при этом добавил, что он врач и свои болячки знает точно, отсутствие медика в офисе компании считает упущением и призывает томичей не увлекаться чудо-процедурами, а сначала сходить к лечащему врачу, тем более в том случае, если массаж делается не для профилактики, а для лечения какого-то заболевания.

 

В Томске кровати продают почти за 85 тыс. рублей. А в Корее, как подтвердила Любовь Ваулина, кушетки стоят 500 долларов – менее 20 тыс. рублей. По словам Ваулиной, цена на кровати в России – во многом результат таможенных пошлин и транспортных расходов.

– Томский офис на цену повлиять не может, – говорит директор филиала. – Мы, как дистрибьюторы, работаем по фиксированным расценкам – это политика «Серагем» в России.

По словам Ваулиной, с ноября по апрель томичи купили примерно 100 кроватей. Возможно, эти данные не отражают реальной картины продаж: сотрудник милиции, который полдня провел в «Серагем», лично видел, как за это время в офисе купили три кушетки.

 

На столе директора «Серагем-Томск» лежала стопка анкет (со слов руководителя, в их базе данных порядка 50 постоянных клиентов). И в одной из них разглядела количество вибросеансов, полученных женщиной, – 77!

За то, что женщина верит в чудеса (а значит, рассказывает о них другим), ее поощрили массажером для ног.

 

мнение эксперта

Плацебо-эффект

Евгений Счастный, доктор медицинских наук, заведующий отделением аффективных состояний НИИ психического здоровья:

– Доказано, что любой новый метод лечения до 40% несет в себе плацебо-эффект – граждане, поверив в чудодейственную силу метода (в данном случае – кроватей), чувствуют, что недуги отступают и вроде бы наступает выздоровление. Но в то же время научно подтверждено, что такие улучшения временны – если заболевание есть, оно от психологического подъема и методов внушения никуда не исчезнет. Напротив, возникает риск, что, оттягивая специализированную помощь, в перспективе гражданин с диагнозом может почувствовать резкое ухудшение здоровья.

Итак, в маркетинговой стратегии, которую использует упомянутая компания, усматриваются элементы психотехнологий, в результате чего путем внушения, отрицания традиционных методов лечения и безальтернативности предложенному в группе слушателей достигается плацебо-эффект.

Прежде чем доверять себя, свое здоровье такому психологическому воздействию и тем более массажерам, стоит обязательно посетить доктора. Как бы ни подменяли понятия представители компании и ни открещивались от медицинской деятельности, они все-таки продают терапевтические аппараты, а терапия, как ни крути, – медицинская помощь. Любой врач скажет, что курс массажа (тем более с прогреванием) можно проходить только по медицинским показаниям. К тому же на одни и те же процедуры приходят граждане с различными заболеваниями, но не существует одного способа лечения для всех – иначе бы уже все были здоровы!

Как медика, меня, безусловно, настораживает, что врача в компании нет и что каждый пришедший на процедуры подписывает документ-уведомление о возможном ухудшении здоровья – это говорит о том, что вам не гарантируют безопасность.

Не забывайте: ничего бесплатного нет, в медицине тем более. Люди пошли на затраты, оказывают услуги, то есть работают. А любой труд должен быть оплачен, значит, конечная цель – чья-то прибыль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 8 =