НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ

Наверное, это мой недостаток – абсолютное равнодушие к юбилеям. Чужим и своим. Хотя в ритуальных торжествах, конечно же, есть свой смысл. Полезно оглянуться назад, вспомнить прошлое, подвести итоги. Но юбилейный пафос придает этим действиям некую искусственность, порой – слащавость. Возникает соблазн упрощения – событий, поступков. А этого и так слишком много в человеческой жизни.

Десять лет назад появились на свет «Томские новости», газета, учрежденная администрацией области. Решение об издании газеты было принято после сенсационной победы Егора Лигачева на выборах в Госдуму России. Очевидно, что это неслучайное совпадение. Но мы вряд ли оправдали даже сотую часть тех надежд, которые возлагались на государственную прессу. Более того, честно говоря, мы и не очень старались их оправдать. Потому что понимали: официальные рупоры погибли вместе с газетой «Правда».

Несколько лет мы искали ту модель издания, которая была бы интересна (о, ужас!) в первую очередь самим журналистам. Начали писать о том, что вызывает споры, конфликты. О неоднозначных результатах реформы здравоохранения, о причинах уплотненной застройки в Томске, о маршрутниках и власти – без идеализации какой-либо из сторон. Мы рассчитывали на вдумчивого читателя, и, я считаю, наш расчет оправдался.

Мы определили для себя принципы, которым следуем до сих пор. Отделять факты от комментариев. Опираться на экспертов. Использовать выверенную статистику. При описании конфликтных ситуаций приводить мнение каждой из сторон.

Мы старались выйти за пределы общего информационного потока, каким-то образом получить новое знание о мире. Не факт, что это знание понадобится широкой аудитории. Например, отчеты с судебного процесса по делу Александра Макарова, которые мы публикуем на протяжении уже полутора лет, вряд ли прочитали много людей. Но те, кто прочитал, получили уникальную возможность заглянуть за кулисы власти.

За десять лет «Томские новости» и сами не раз принимали участие в судебных процессах. Как правило, в качестве ответчика. Если занимаешься журналистикой всерьез, то суды становятся частью работы. Большая часть исков к редакции была отклонена. А значит, журналисты проверяли факты и были готовы отстаивать свою позицию.

Не скажу, что мы были всегда объективны. Но всегда старались следовать фактам. Даже если это приводило к потере тиража или конфликту с учредителями. Однажды мне пришлось снять с полосы материал о деятельности «Российских коммунальных систем» в Томске. По «настоятельной просьбе» высокопоставленного чиновника, сделавшего потом блестящую карьеру за пределами области. Я помню этот случай – как раз в силу его исключительности. И еще потому, что потом мы опубликовали целую серию дискуссионных и жестких материалов на эту тему. И ТКС «ушли» из Томска не без нашего активного участия.

Журналисты, на мой взгляд, придают слишком много значения всяким наградам и победам в творческих конкурсах. К ним я отношусь примерно так же, как к юбилеям. Поэтому многочисленные дипломы не висят у нас на видном месте, а пылятся в редакционных шкафах. Но есть две победы, которыми я действительно горжусь. Первая – на российском конкурсе «Лучшая региональная газета» за журналистское расследование, которое провела Неля Костяева. А вторая – на конкурсе Торгово-промышленной палаты России и Союза журналистов России. «Диплом от Примакова» мы получили за цикл публикаций об инновационных предприятиях Томска.

Мы много писали о томском бизнесе, но, на мой взгляд, слишком мало – о монополиях. Люди до сих пор плохо представляют, как монополии зарабатывают на простых гражданах. Власть и пресса так и не сумели им этого объяснить. Частично потому, что сами до сих пор не во всем разобрались. Частично потому, что считали, что это неважно. А на самом деле – важнее не бывает. Например, этой зимой выяснилось, что один документ Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 2000 года позволяет энергетикам безнаказанно разорять сотни предпринимателей, списывая на них все теплопотери. Думаю, со временем этот документ отменят как откровенно лоббистский и грабительский. Но сами лоббисты, конечно, останутся. Так что журналистам, интересующимся экономикой, будет о чем писать.

С каждым годом газеты все меньше годятся для политических манипуляций. (Гигантских тиражей нет даже у желтой прессы.) Политическая реклама сдулась. Очевидно, что телевидение и Интернет стали гораздо более эффективным средством обольщения электората. Кого как, а меня этот факт радует.

Алексей ТРОФИМОВ,

редактор газеты «Томские новости»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 5 =