Об Аристотеле, семейных традициях и Боге

Новый учебный курс – «Основы религиозных культур и светской этики» – начали преподавать с 1 апреля в четвертых классах школ области. Введение этого предмета вызвало бурные общественные дискуссии, и «ТН» решили посмотреть, что происходит на практике – предложили Олегу Хазанову, кандидату исторических наук, преподавателю исторического факультета ТГУ, выступить экспертом первых уроков, проведенных в школе № 40.

– Какие черты есть в каждом из нас? – обращается к детям учитель Елена Армянинова.

– Отрицательные и положительные, – отвечает одна из учениц.

– А каких больше?

– Положительных, – хором отзываются дети.

– Давайте составим в тетради два столбика: под знаком «плюс» напишем свои положительные черты, под знаком «минус» – отрицательные…

Урок светской этики начался с экскурса в далекое прошлое: с истории самого термина «этика». Большинство четвероклассников впервые услышали имя Аристотеля, узнали о науке философии… Домашнее задание: вспомните свои отрицательные черты и подумайте, как можно с ними бороться.

Добро и зло, альтруизм и эгоизм, совесть и справедливость – темы дальнейших уроков.

– Дети учатся анализировать себя, свои поступки, – делится первыми впечатлениями Елена Армянинова.

– На уроке я задала вопрос: когда человек рождается, куда его приносят? Ответы: в церковь, на улицу… Ни один не сказал: домой, в семью. Новый курс прежде всего пропагандирует семейные ценности, – считает Татьяна Барсукова, преподающая курс основ религиозных культур и православия.

– Вокруг нового курса продолжаются дискуссии, связанные прежде всего с недоверием к власти и властным инициативам, – выносит свою оценку Олег Хазанов. – Побывав на уроке и полистав учебники, считаю, что ничего страшного в эксперименте нет. Более того, сама идея развития этического образования в школе – правильная. Конечно, многое зависит от учителя – нужно не насаждать ребенку определенные ценности, что может вызвать у него отторжение, а мягко познакомить с системой морали, помочь ему открыть самого себя. Я абсолютно «за» такие предметы, как «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Но есть и вопросы: когда на уроке православной культуры я услышал, что «православие – правильное учение», «вы не одиноки, потому что рядом с вами Бог», меня это покоробило. С одной стороны, если родители и ребенок выбрали этот курс, наверное, для них эти понятия близки. Но, с другой стороны, в светской школе православие должно даваться как история культуры, а не пропагандироваться как единственно верное религиозное учение.

Наша справка

В Томской области основы светской этики изучают 53,67% четвероклассников, основы мировых религиозных культур – 23,4%, основы православной культуры – 22,1%, основы исламской культуры – 0,74%, основы иудейской культуры – 0,07% (7 школьников) и основы буддистской культуры – 0,02% (2 школьника).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *