Через тернии к нано

Профессор Олег Толбанов: В России нет инфраструктуры бизнеса наукоемких предприятий

Террористические акты, прогремевшие 29 марта в столице, заставили всю страну снова вспомнить об обеспечении безопасности. Как не пропустить смертника, начиненного взрывчаткой, в вокзалы, метро, аэропорты? Одной из преград могла бы, например, стать система комплексной безопасности, разработанная учеными ТГУ. Уже полтора года назад (осенью 2008 года на форуме приграничных регионов) профессор ТГУ Олег Толбанов познакомил с ней сразу двух президентов – Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева. Томское ноу-хау сразу же было включено в семь элитных проектов России в области нанотехнологий. Но ни сама технология, ни коммерческий продукт на ее основе пока не появились на российском рынке…

«Продай» означает «отдай»

Многие ученые десятилетиями мечтают получить государственное финансирование для своих разработок и сегодня надеются на инвестиции от Роснано. Одним из первых претендентов в этом ряду стала разработка команды Толбанова (речь шла о сумме 600 млн рублей). Проект выдержал научно-техническую экспертизу госкорпорации еще около года назад, но с осени 2009 года процесс переговоров затормозился, и Толбанов признается – по его инициативе:

– Я в некоторой степени искусственно притормаживаю диалог. Хочется увидеть своими глазами хоть один положительный пример – компанию, которая бы получила деньги госкорпорации и успешно работала. Технологии принадлежат университету, это его ноу-хау, и мы не хотим просто так отдавать разработку, над которой ученые трудились несколько лет, – поясняет свою осторожность Толбанов. – Мы готовы отдать коммерческий продукт на ее основе, но такие условия не совсем устраивают Роснано. А условия, которые предлагает госкорпорация, невыгодны нам: непонятно, кто и в какой форме получит прибыль. Если государство – это одно, если частное лицо – другое.

Олег Толбанов убежден: пока никто из российских, да и зарубежных инвесторов не готов достойно платить за научную идею, и в Роснано складывается похожая ситуация.

– Пока там все туманно. С одной стороны, я понимаю, что сертифицированная продукция стоит в тысячу раз дороже, чем идея. Но когда кто-то говорит: «Продай», он скорее лукавит: «продай» означает «отдай». По опыту общения с зарубежными инвесторами знаю: бесплатно возьмут, но не купят, потому что не знают, получится бизнес или нет. А в России развивать наукоемкий бизнес пока не научились. Проблема не в том, что я не готов продать – я не готов отдать за бесценок. За мной коллектив. Люди должны достойно зарабатывать и строить жизнь в России. Это вопрос государственный, вопрос морали и этики. Бизнес – довольно жесткая вещь, но он должен быть цивилизованным.

Собственность университета

Первоначально научно-технической экспертизе Роснано Толбанов представил три научные разработки и 15 коммерческих продуктов на их основе. Из них впоследствии решили оставить пять, а сейчас и вовсе обсуждается только один продукт – пожароизвещатели на основе газовых сенсоров. Устройства улавливают малейшие частицы запаха уже на этапе тления. Проект во время визита в Томск поддержал академик Жорес Алферов, а осенью 2009 года разработка получила премию Роснано.

– Планируется создать компанию с участием Роснано, ТГУ и компании «Сенсерия», – говорит Олег Толбанов и поясняет: – Пока в России не создадут цивилизованные отношения построения наукоемкого бизнеса, технологии должны оставаться собственностью университета.

Консервативный рынок

27 апреля проект пожароизвещателей обсудят на научно-техническом совете Роснано, в начале июня наблюдательный совет рассмотрит финансовый вопрос, а во второй половине года планируется начать практическую реализацию проекта. На помещения и оборудование Роснано обещает выделить 120 млн. Окупить разработку планируют за 2,5 года. Однако…

Исполнители не видят значимых проблем в решении технических задач, но подчеркивают – успех проекта в значительной степени будет определяться развитием рынка сбыта. По мнению Толбанова, российский рынок высокотехнологичной продукции не развит:

– Производить такие пожароизвещатели мы могли бы и сами – можно взять кредит в банке. Вообще, сегодня многим наукоемким компаниям нужны от Роснано не столько инвестиции, сколько законодательные инициативы и помощь в продвижении продукции на внутреннем рынке, попасть на который не просто. Чубайс же на это отвечает, что готов развивать нанотехнологии, а бороться с коррупцией – не его задача.

К примеру, новая технология пожароизвещения пока никак не прописана в строительных нормах и правилах (СНиПах). Значит, в использовании более совершенного продукта мало кто заинтересован.

– Изменение СНиПов для строителей – только головная боль. Зачем им что-то менять? Им главное – прибыль. Можно еще десятки лет пользоваться устаревшими системами, – говорит Олег Толбанов. – Чтобы это изменить, надо изменить сознание, а это самая тяжелая задача.

По мнению Толбанова, в случае с пожароизвещателями государству следует выступать не только инвестором, но и заказчиком, к примеру, для школ, детских садов. Ведь безопасность – это ответственность государства.

Экспериментальный «Манэл»

15 апреля зарегистрировано ЗАО «Манэл» – первое в России предприятие в рамках 217-ФЗ (о создании малых предприятий при вузах) и с участием Роснано. Уставной капитал компании – более 100 млн рублей, учредители – ТГУ, Роснано и ЗАО «ЭлеСи».

– Заявка в госкорпорацию по этому проекту – одна из четырех, поданных ТГУ еще в апреле 2008 года. Все это время шел сложный процесс обсуждения, – рассказывает профессор Иван Ивонин, начальник научного управления ТГУ. – Цель у всех акционеров была одна, но понадобилось много компромиссов со всех сторон. Действительно, в России правовое поле не способствует развитию наукоемкого бизнеса. Но после выхода 217-ФЗ ситуация стала улучшаться. Так, в случае с ЗАО «Манэл» ТГУ передал новому предприятию по лицензии неисключительные права использования конкретной интеллектуальной собственности (ноу-хау, патенты), являющиеся основой технологии. Это означает, что интеллектуальная собственность остается за вузом.

Еще с введением 217-ФЗ, поясняет Ивонин, становится сложно размыть долю вуза в уставном капитале создаваемой компании (25 или 33% в зависимости от формы предприятия).

– Других способов получить «длинные» деньги на приемлемых условиях в России сегодня нет. Варианта только два – или ничего не делать, или пытаться работать совместно с Роснано, – считает доктор химических наук профессор ТГУ, руководитель ООО «Сибспарк» Анатолий Мамаев. – Диалог с госкорпорацией был сложным. Работала юридическая и экономическая служба ТГУ, специалисты «ЭлеСи», «Сибспарка», представители Роснано каждую неделю были здесь, наверное, на протяжении полугода. Ощущения пока сложные, но думаю, у нас серьезные перспективы – новые рабочие места, выпуск продукции, к которой уже сегодня есть интерес со стороны международных партнеров. Пока мы занимались регистрацией, приходилось даже задерживать поставки за рубеж.

В 2010-2011 годах на ЗАО «Манэл» планируется выпускать около 10 технологических линий оборудования, а с 2012 года – более 20 ежегодно.

Отбоя от проектов не будет

– К развитию процесса именно по такому сценарию и я приложил немало усилий и надеюсь, что у «Манэл» все сложится хорошо, – заключает Олег Толбанов. – Когда Роснано научится развивать рынок наукоемкого бизнеса, формировать госзаказ, инициировать изменения в законодательстве – отбоя от проектов не будет. А пока нет опыта и цивилизованного бизнеса, разработки российских ученых ждет очень сложный путь.

 

Система комплексной безопасности будущего представляет собой дорожку для перемещения людей, с разных сторон начиненную различными электронными устройствами. Одна из них – газовые сенсоры, способные улавливать запахи взрывчатки (оксидов азота) и других веществ не хуже обученных собак. Устройство распознает одну молекулу взрывчатого вещества на несколько миллиардов молекул воздуха и преобразует запах взрывчатки и других веществ в электрический сигнал. Также система исследует контуры и содержимое предметов, которые можно пронести под одеждой, и для этого не нужно ни разуваться, ни раздеваться. При скорости 1 м/с за час можно обследовать от 3 до 5 тыс. человек.

 

Технологической основой ЗАО «Манэл» является разработка группы профессора Анатолия Мамаева – технология защиты поверхности металлических изделий от воздействия окружающей среды путем нанесения на металл микроплазменных неорганических покрытий. Разработка позволяет создавать новые высоко- технологичные материалы для строительной, электронной, автомобильной и машиностроительной промышленности.

 

Госкорпорация «Роснано» учреждена летом 2007 года с целью вхождения на мировой рынок нанотехнологий. В ноябре в уставной капитал госкорпорации государство внесло 130 млрд рублей. С осени 2008 года Роснано руково- дит Анатолий Чубайс, который вместе со своей командой уже два года ищет по стране лучшие наноидеи. Томские ученые предложили Роснано более 20 проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + восемь =