Год системного кризиса

Общий диагноз

2009-й – год системного кризиса мировой экономики, масштабы которого превысили все самые худшие ожидания. Томскую область, с одной стороны, кризис затронул меньше, чем Россию в целом, и даже меньше, чем многих наших соседей, например, Кузбасс или Красноярский край, экономика которых базируется на наиболее пострадавших от кризиса отраслях. С другой стороны, в сытые нулевые у нас не было особой возможности шиковать из-за небольших объемов добычи нефти, объемной бюджетной сферы и больших налоговых отчислений. Вдумайтесь, по отчислению налогов на душу населения мы шестые в стране, по отчислениям в федеральный бюджет – четвертые. Впереди нас только два известных вам нефтяных округа – Тюменская область и Республика Коми. У нас и в сытые годы 80%, а иногда и больше, шло на текущее финансирование, в то время как в Кузбассе – 60%, в Красноярском крае – 50%, а в Москве вообще всего треть.
Снова начались разговоры, что кризис не так уж и страшен, а в 2010 году это слово выйдет из нашего лексикона. Думаю, дело обстоит сложнее. Разделяю оценку премьер-министра: «Рецессия (промышленный спад в течение полугода) закончилась, а кризис – нет!» И хотя рост промышленного производства в области в первом квартале составил к уровню 2009 года 111%, трудно говорить о серьезном оживлении предпринимательской активности и пока вообще невозможно о бюджетных перспективах.
 

*О доходах и зарплате

Первое, что беспокоило и беспокоит людей, – падение доходов и зарплаты после многолетнего роста. Большинству людей пришлось серьезно подкорректировать свои жизненные планы.
В 2009 году доходы населения области существенно снизились. Это подтверждают данные статистики о товарообороте и платных услугах населению, объем которых по сравнению с 2008 годом упал на 8,8 и 11,3% соответственно. Реальная заработная плата впервые осталась на том же уровне, а не выросла, как в предыдущие годы. Реальные же денежные доходы (т.е. средства и сбережения, которые остаются на руках у населения после уплаты налогов, возврата займов и так далее, а также с учетом инфляции) предварительно составили около 92% к уровню 2008 года. Особенно сильно упали доходы людей, работающих в реальном секторе экономики. Зарплата бюджетников практически не снизилась.

Исполнительная власть предпринимала ряд инициатив, чтобы не допустить падения жизненного уровня населения до критической черты. Мы первыми в стране создали антикризисный штаб, где подробно, до деталей, рассматривали состояние дел на крупных предприятиях, в отраслях строительства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта – многие острые вопросы брали на себя, переступая где-то закон, разрешали предприятиям сначала выплатить зарплату, а потом уже налоги. Короче, управляли, что называется, в ручном режиме. Сдерживался рост цен на услуги ЖКХ, не уменьшалась социальная поддержка граждан с низкими доходами, оказывалось давление на бизнес с целью сохранения рабочих мест, стимулировался потребительский спрос. Была сохранена социальная стабильность, не было массовых задержек заработной платы, вовремя выплачивались пенсии и всевозможные пособия. Таким образом, самым мрачным предположениям не суждено было сбыться.
…Считаю актуальным, как никогда, вернуться к практике начала 2000-х годов, когда мы все в области боролись за выплату среднемесячной зарплаты в 3 (!) тыс. рублей. Надо активизировать деятельность рабочей группы по выплате заработной платы, возложить на нее дополнительные задачи: в конце первого полугодия выйти на среднюю зарплату по региону в 20 тыс. рублей.

В последнее время открылась широкая дискуссия о реформировании оплаты труда в школах и больницах. Некоторые депутаты  выступают с резкой критикой реформы. Хочу высказать свою позицию.
Тезис первый. Да, заработная плата в бюджетной сфере, особенно в городах, в сравнении с зарплатой на предприятиях, в банках и других сферах, несмотря на серьезное увеличение в последние годы, еще невелика.
Тезис второй. Зарплата в бюджетной сфере не стимулирует прихода молодых специалистов в отрасли.
Тезис третий. Зарплата в бюджетной сфере не отражает вклада, труда, умственных и физических нагрузок конкретного бюджетника. Как правило, это очень усредненное пособие за посещение рабочего места, и чем больше стаж, тем больше это пособие.
Тезис четвертый. Новая оплата труда в школах и медицинских учреждениях необходима. Нужно помнить, что школы существуют для учеников, а больницы – для больных. И те, кто лучше учит или лечит, не могут получать столько же, сколько те, кто делает это хуже.
Тезис пятый. Поощрение одних не может быть за счет других. Должны быть выделены дополнительные деньги на стимулирующий фонд оплаты труда. Обещаю, в случае появления дополнительных источников дохода бюджета направить эти деньги на поощрение в сферы образования и здравоохранения.

 *О ЖКХ

 

Набившая оскомину, но от этого не менее острая проблема – повышения стоимости услуг ЖКХ и их низкое качество.

Кое-какие позитивные подвижки, как ни покажется странным, в коммунальном хозяйстве в 2009 году случились. Завершается реконструкция системы теплоснабжения Асино с размером привлеченных внебюджетных средств в размере 238 млн рублей (бюджетные средства – 57,8 млн). В результате вместо 19 устаревших угольных и нефтяных котельных построены и модернизированы 11 современных. Ведется работа по возобновлению проектов модернизации систем теплоснабжения в пос. Моряковский Затон и д. Кисловке, в пос. Белый Яр, намечена модернизация «Томского водоканала», который был в предбанкротном состоянии, а сегодня ищет инвестора.
В ЖКХ мы начали, но еще не решили несколько основополагающих проблем.
Непрозрачность коммунального бизнеса: деньги в коммунальные службы, что называется, заходят, но контролировать их расходование не под силу населению и невыгодно управляющим компаниям. В сознании каждого собственника жилья в многоквартирном доме так и не сложилось понимание того, что он – собственник, а значит, волен самостоятельно нанимать УК и своими деньгами диктовать ей условия: что и как она должна делать. А не наоборот, когда он должен за свои же деньги ходить и просить УК сделать в доме ремонт. Пока же за плохую работу УК отвечает исполнительная  власть, хотя формально никакого отношения к УК не имеет.
Должна быть создана настоящая, а не мнимая конкурентная среда – у человека должно быть легко осуществляемое право выбора УК. Власть должна активно поддерживать создание ТСЖ, где люди обретают привычку самостоятельно управлять своим домом. Все это надо как можно быстрее закрепить областным законом.
В 2010 и 2011 годах нас ждут серьезные перемены с введением социальных норм потребления электроэнергии для населения. И мы к этому должны очень серьезно готовиться. За счет разных источников надо активнее внедрять установку приборов учета на все ресурсы. Во всем мире услуги ЖКХ очень дорогие. Люди привыкли экономить. А у нас в России и ЖКУ дорогие, и люди не имеют привычки экономить. Наивно думать, что в такой ситуации власть без участия собственников квартир сможет снизить тарифы, отремонтировать трубы и батареи. Энергосбережение, энергоэффективность – дело каждого.

*О жилье

 

Треть обращений граждан в органы власти касаются квартирного вопроса.

В 2009 году 1600 граждан улучшили свои жилищные условия с помощью государственной поддержки. Для 645 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде, приобретено и построено жилье (из федерального бюджета привлечено 450 млн рублей). Господдержку получили «чернобыльцы», выезжающие из районов Крайнего Севера, вынужденные переселенцы, военнослужащие, уволенные с военной службы. В рамках реализации федеральных законов «О ветеранах», «Об инвалидах» жилищные условия улучшили 142 человека.
В целом по области в 2009 году выдано 2,5 тыс. ипотечных кредитов на сумму свыше 2 млрд рублей. Это несколько меньше, чем в предыдущие годы. При этом более 30% граждан воспользовались господдержкой.
Строительство жилья – предмет особой заботы и тревоги. Строительная отрасль еще не оправилась от кризиса. Нам вместе со строителями надо вернуться к тем мерам поддержки отрасли, которые реализовывались до осени 2008 года, с тем чтобы уже в этом году ввести в эксплуатацию 500 тыс. кв. метров. Лицом к строителям должны повернуться банки, энергетики, коммунальщики.

Но и сами строители должны перестроиться. Ведь до кризиса они зачастую строили по принципу «Лучше меньше да лучше». Мало жилья, зато оно дорого продавалось. Отсутствие полномасштабного предложения жилья эконом-класса, малогабаритных квартир не давало опуститься ценам на жилье, чтобы оно стало хоть немного доступнее. У нас в Томске квадратный метр стоит столько же, сколько в Подмосковье!

Надо срочно менять эту ситуацию, в ближайшие годы в пригородах развернуть малоэтажное строительство как минимум на 30 площадках. В районах области определить кварталы для новой частной застройки, обеспечить инфраструктурой. Тогда вполне реально к 2015 году вводить 1 млн кв. метров жилья ежегодно.

*О детских садах

Проблема, уже имеющая политический подтекст,–- нехватка мест в детских садах.

Перед приватизацией в 1992 году в Томске было 135 детских образовательных учреждений – 25 муниципальных и 110 ведомственных. Общее количество лицензированных мест около 20 тыс. Сейчас в областном центре 86 муниципальных садов, 8 ведомственных и 2 частных. Кроме того, есть места для дошколят в школах, группах временного пребывания. Всего посещают эти учреждения 20 237 ребятишек. Зарегистрировано в очереди 18 350 детей, в том числе от 3 до 7 лет (самый ходовой детсадовский возраст) – 4236 ребятишек. От полутора до трех лет (когда мама, как правило, еще может и хочет сама посидеть с ребенком) – 7095. То есть реальная потребность в детских садах – 11 331 место.

На этой цифре и нужно сосредоточиться. Задача-минимум – за два года дополнительно ввести в Томске 7 тыс. мест. Только в этом году надо обустроить 3314 мест, в том числе за счет открытия групп кратковременного пребывания детей–- 125, открытия дополнительных групп – 50 мест, за счет оптимизации помещений в детских садах – 2407, за счет ввода в строй новых детских садов – 392, и после капитального ремонта появится возможность добавить еще 340 мест. Для этого Томску надо дополнительно к тому, что уже есть, освоить примерно 100 млн рублей.
Предлагаю мэрии Томска шире практиковать привлечение средств предприятий, включая малые. Недостающие средства можно пока закрыть ссудой из областного бюджета. А на будущий год мы продолжим эту работу, заложив деньги на капитальный ремонт простаивающих детских садов.

Безусловно, нужно строить детсады в новых микрорайонах, в том чмсле в поселках малоэтажной застройки. Но подходы должны быть иными. В центре микрорайона должен быть полноценный детский комбинат с кухней, бассейном, спортзалом, прачечной, а вокруг на первых этажах жилых домов филиалы – современные помещения с буфетами для пребывания детей. Организационно-правовой формой для таких структур может являться статус автономного учреждения. Так мы сможем минимизировать расходы на управление, содержание зданий, детей, доведем зарплату воспитателей и нянечек до 12–14 тыс. рублей.

*О социальных льготах

Половина вопросов, которые мне задают во время прямых эфиров, касаются различных льготных категорий граждан.

В 2009 году областная финансовая составляющая социальной поддержки, несмотря на кризис, не сократилась и составила около 4 млрд рублей. Конечно же, кризис отразился на малозащищенной части населения. Возросло количество бедных. Хотя и не до такого уровня, как в начале 1990-х годов, когда ниже границы прожиточного минимума жило от 25 до 30% населения. Сегодня бедного населения порядка 14%, что тоже много. Мы провели анализ обращаемости людей за мерами социальной поддержки в 2009 году.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось на 700 с лишним тысяч детей, то есть почти на каждого второго.
Отмечается рост численности семей, обратившихся за льготой на содержание ребенка в детском саду (на 12%).
5% беременных женщин и 23% кормящих матерей, состоящих на учете в медицинских организациях, получают ежемесячные денежные выплаты на питание в связи с доходами семьи ниже величины прожиточного минимума, что указывает на снижение уровня благосостояния семьи после рождения ребенка.
Введена новая мера социальной поддержки – подготовка ребенка к школе.
И все же в 2009 году многие категории людей, ранее нуждающихся в социальной поддержке, улучшили свое материальное положение. Это прежде всего пенсионеры. Им четырежды индексировали пенсию, и средняя пенсия превышает прожиточный минимум.

*О здравоохранении

Из всего социального блока больше всего мы недофинансируем здравоохранение. Хотя и самой отрасли до эффективного расходования бюджетных средств очень далеко. Благодаря нацпроекту мы улучшили материальную базу муниципального здравоохранения. Более или менее прилично выглядят федеральные институты СО РАМН, хотя и нуждаются в дополнительных площадях и новом оборудовании. В очень плохом состоянии областные ЛПУ, не лучше обстоит дело с детским здравоохранением.

У нас есть несколько совершенно провальных направлений в медицине, за которые просто стыдно. Прежде всего, нет полноценного онкологического диспансера, и это при том, что смертность по этому виду заболеваний у нас выше, чем в среднем по стране. Чтобы построить новый онкодиспансер, надо 1,3 млрд рублей. Уже два десятка лет строим патолого-анатомический центр, требуют больших финансовых вливаний ОКБ, психиатрическая больница, комплекс противотурберкулезных ЛПУ, кожно-венерологический диспансер. Без поддержки федерального центра нам эти проблемы не решить. 24 мая на встрече с председателем правительства я хочу обсудить эти кричащие вопросы томского здравоохранения и заручиться его поддержкой.



* Об инвестициях

 

В 2009 году можно говорить о нескольких источниках инвестирования для области. Первый – федеральное государственное финансирование. Так, ТПУ как победитель конкурса национальных исследовательских университетов получил 250 млн рублей. ТВЗ на создание объектов транспортной инфраструктуры получила 1,7 млрд. Геологоразведочные работы на правобережье проводились в основном за счет федеральных денег – свыше 200 млн.
Есть в области и опыт частного инвестирования. Строится завод по производству кирпича, ведутся геологоразведочные работы. Есть и иностранные инвестиции в нефтедобыче (индийская компания «Империал Энерджи»), в переработке леса (китайская компания «Хёнда-Сибирь»), в строительство завода древесно-волокнистых плит (немецкая компания «Диффенбахер»), в ТВЗ создается предприятие со 100%-м участием тайваньского капитала – «Зи Поли-Томск».
Исполнительная ветвь власти продолжала работать в 2009 году и с так называемыми олигархами. Например, с руководителем «Газпрома» Миллером есть договор о выделении более 400 млн рублей на строительство легкоатлетического манежа в Томске. Компания «Томскнефть» окажет финансовую помощь в размере 100 млн рублей в строительстве крытого ледового катка в Стрежевом, а 100 млн выделит Министерство спорта.
В целом по инвестициям 2009 год оказался провальным. Задача этого года – выйти на докризисные позиции, а лучше – перешагнуть их. Предпосылки для этого есть. Обнадеживает топливно-энергетический комплекс: инвестиции в развитие производства в ТЭК за 2009 год составили почти 18 млрд рублей, в 2010-м запланированы в размере 21 с лишним миллиарда рублей. Наибольший прирост ожидается по предприятиям ОАО «Томскгазпром», ООО «Газпромнефть-Восток». В целом я поставил недропользователям совместную задачу – добыть в этом году на 1 млн тонн нефти больше, чем в прошлом. Думаю, такая задача им вполне по силам. Появляются серьезные предложения от предприятий реального сектора экономики, даже в агропромышленном комплексе есть крупные и смелые инициативы. Правда, везде требуется подставить бюджетное плечо, но там, где это оправданно, мы вместе с вами будем это делать.

 

*Об инновациях

Выход из кризиса – не просто возвращение экономики в докризисное состояние. Экономисты уже назвали эту опасность «выходом назад». Необходимость модернизационного, инновационного прорыва не становится менее актуальной, чем выше цены на нефть.

Несколько достижений 2009 года. Запуск производства глиоксаля на площадях манометрового завода, производства картриджей для очистки воды на основе нановолокон, производства новых биодобавок на основе экологически чистых растений и биосырья. Готовность нескольких проектов для финансирования со стороны Роснано. Открытие нескольких инновационных предприятий при университетах. Включение ТПУ и ТГУ в элитную группу национально-исследовательских университетов России.

Не все, конечно, удалось. Например, власть упрекают, что она не смогла пролоббировать вопрос с кремниевой долиной. Выбрано всем известное Сколково. Но многие эксперты утверждают, что это место первое, но не последнее в России. Авторитетные разработчики признают: у Томска есть многие элементы для «города будущего». Поэтому мы продолжаем разработку проекта под рабочим названием «Ино-Томск-2020». Отступиться от этого проекта означает согласиться со статусом рядового провинциального региона, не видеть перспективы развития. «Ино-Томск-2020» предполагает развитие университетов, ТВЗ, появление новых дорог, новых кампусов и, наконец, социальной, бытовой, современной сервисной инфраструктуры, культурной среды.

 *Об умении власти работать с обществом

 

В 2009 году появились новые информационные ресурсы для власти – информационно-аналитический портал «Новотомск», совместный с ГТРК телевизионный проект «Томская область он-лайн», программа «Телефонное право» на ТВ-2 и программа «Без посредников» на Радио Сибирь. Создан пресс-центр администрации. Появилась молодежная газета «УниверСИТИ». Наконец, мой видеоблог. Казалось бы, много, а удовлетворения от появления новых ресурсов и их содержания нет. Выяснилось, к примеру, что далеко не каждый заместитель губернатора может просто и понятно рассказать людям о том, что он делает. Необходимость перенастройки информационного поля очевидно назрела, и в 2010 году мы обязательно этим займемся.
В 2009 году я регулярно встречался с общественностью и политическими партиями. Был создан новый совещательный орган – Совет по содействию развитию гражданского общества. Работала Общественная палата. И вновь, как со СМИ, нет удовлетворения от многих заседаний. Огорчает формализм в работе и слабое реагирование лидеров общественного мнения на протестные настроения томичей. Нет и откликов на так называемые резонансные темы.


Администрация стала стоить для областного бюджета дешевле, так как на 12% уменьшены расходы на функционирование органов госвласти. Полагаю, что бюджетная реформа, о которой уже объявило правительство, приведет к дальнейшему удешевлению аппарата управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 5 =