Без подкопов, заложников и беспредела

должны отбывать наказание осужденные в колониях

8 мая оперативные подразделения тюрем и колоний отмечают 75-летие. Почти треть этого срока – 24 года – отработал в уголовно-исполнительной системе Томска Николай Теущаков. Начал службу начальником отряда, инструктором, затем был переведен в оперативники. Ныне руководит оперативными подразделениями УИС Томской области. При нем зоны из «черных» постепенно становились «красными».

Исправительная колония № 3, куда был направлен служить Николай Теущаков, в 1980-е годы считалась московской. Здесь отбывали наказание многие столичные мошенники, осужденные по экономическим делам.

Разбавили ИК-3 в узбекский и тувимский этапы: в первом пришло 140 человек, во втором – 80. Зона была переполнена – численность колонии дошла до 3200 сидельцев. Но уже в 1989-м «тройка» вздохнула свободнее. Амнистия открыла двери для осужденных по всем статьям Уголовного кодекса. На свободу вышли 2300 человек. В колонии осталось 900.

—        Этот «акт гуманизма» породил в обществе настоящий криминальный скачок в 1990-е годы, – рассказывает Николай Васильевич. – И тюрьма пустовала недолго. Буквально через три года численность спецконтингента снова достигла 2 тыс. человек. Следственный изолятор был переполнен: его «население» вдвое превышало количество коек.  Сокращение сотрудников, которое прошло по УИС в период амнистии, с такой скоростью не восполнялось…

Тем не менее задачи, которые стояли перед оперативниками, оставались прежними: не допустить массовых беспорядков, беспредела, подкопов, захвата заложников, азартных игр на жизнь и здоровье осужденных. Успеть локализовать частные конфликты между людьми, пока они не разрослись, захватывая  всю колонию. (Примечательно, что ни оружия, ни спецсредств  в зоне оперативникам не положено. Их выручает  знание психологии осужденных и умение соотнести свои силы с назревающей проблемой. Основная работа строится на кропотливой добыче информации, которая и помогает предотвращать и раскрывать преступления.)

—        От побегов бог миловал, хотя попытки и бывали, в том числе и курьезные, – вспоминает Теущаков. – Однажды один из осужденных пытался преодолеть тюремный забор, натянув трос — один конец закрепил на крыше, другой, с крюком, перебросил «на волю». Но не рассчитал нагрузку – оборвался.

Другая группа намеревалась совершить подкоп. Резчики, работавшие на хоздворе, выкопали яму около двух метров глубиной. Землю выносили частями, сплавляли в унитаз. Не учли только, что «тройка» стоит практически на болоте. Все усилия оказались напрасными: вода преградила путь.

С улучшением условия отбывания наказаний осужденные начали понимать: зачем куда-то бежать, скрываться, когда можно спокойно жить, работать здесь и выйти по условно-досрочному освобождению.

Тем не менее всегда находятся люди, которые готовы толкать основную массу заключенных к беспорядкам. Только за 2009 год оперативниками УИС ТО предотвращено 1958 преступлений, в том числе 24 побега; оказано содействие милиции в раскрытии  3176 преступлений прошлых лет. По сообщениям из исправительных учреждений, изъято почти  22 кг наркотиков. При попытке проноса в места лишения свободы обнаружено 286 граммов наркотиков и 110 сотовых телефонов.

Несмотря на строгие, не допускающие контактов отношения с осужденными, большинство не держит зла на оперативников.

—        Томск – город маленький, с теми, кто освободился, я время от времени встречаюсь на улицах. Узнаю, разговариваю. Они понимают – в зоне у нас  своя работа. Главное – не кривить перед людьми душой, выполняя ее. Никого не подставлять, не предавать… Тогда на воле и в глаза смотреть не стыдно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =