Внешнее управление

Коридор возможностей региональной политики стал уже

Главный итог прошедших выборов в гордуму Томска стал ясен не при объявлении итогов голосования, а через пять дней – при реальном распределении депутатских мандатов. И, думаю, лучше всего этот итог описывается в терминах постановления арбитражного суда: введено внешнее управление – в преддверии весьма важных федеральных выборов 2011–2012 годов Москва все больше берет управление региональной общественно-политической жизнью в свои руки.

Итак, нынешняя предвыборная кампания кардинально отличалась от всех предыдущих тем, что резко изменился центр принятия решений. До сих пор этим центром была региональная административная система, персонализированная, как правило, в губернаторе – во всех регионах местные отделения «Единой России» были неприкрытым продолжением исполнительной власти.(Это не только про Томскую область, а вообще – суть договора: региональные власти обеспечивают нужное голосование на федеральных и местных выборах, взамен получают контрольные функции на подведомственной территории, в том числе и через руководство в «Единой России».) И на дальних подступах к выборам события развивались по этому сценарию.

Однако в начале лета контроль за местными выборами полностью взяло в свои руки федеральное руководство «Единой России». Внешне это выразилось в том, что партию власти стали настойчиво дистанцировать от региональных и городских административных структур. Соответственно этому была проведена, например, и смена «паровозов» – ими предложили поработать областным депутатам, а не представителям исполнительной власти.

По сути же изменилось главное – если до сих пор при всей вертикальности существовала достаточно большая возможность вариативности региональной политики (кадровой, финансовой, даже формально-политической), то теперь многие местные джентльменские договоренности упразднены. Наиболее яркий пример – история со «Справедливой Россией». Раньше «Сибирской Аграрной Группе» не препятствовали в предоставлении ресурсов лидеру местных «эсеров» и одному из директоров САГ Галине Немцевой. Теперь же, когда Немцева не согласилась играть по предложенным новым правилам, она попала под настоящий пресс и была вынуждена уволиться с работы.

При всем этом не только у наблюдателей, но и в административно-политическом классе бытовало устойчивое мнение, что после окончания выборов если не все, то многое вернется на круги своя. Об этом ясно свидетельствует то, что первоначально Сергей Ильиных сказал, что откажется от депутатского мандата и останется в должности первого заместителя губернатора. То есть имеем в основе инерционное предположение, что возможно принятие самостоятельного решения (оговорка, что если партия прикажет, то решение будет изменено, звучала по большей части ритуально). Однако через два дня федеральное руководство партии однозначно дало понять: возврата к прежней схеме не будет – Москва не намерена возвращать бразды правления.

В итоге бессмысленными выглядят гадания наблюдателей о том, что означает для Сергея Ильиных партийное решение – повышение или понижение. Потому что суть вопроса лежит в иной плоскости, и об этом в обтекаемой форме, но точно сказал в минувший понедельник сам Сергей Ильиных:

– У меня никогда карьеры не было. Мне часто друзья и знакомые задавали вопросы: «Ты чувствуешь себя заместителем губернатора?» Нет. Времени не хватает. Первичная задача была не потерять ту модель, которую мы создали. Вторичная – все личные вопросы карьеры и прочих вещей. Где я окажусь через пять или через десять лет… Ну… В том числе и люди будут решать…

Уверен, не наивные люди уже поняли – это в полной мере относится ко всем членам и сторонникам «Единой России», обладающим хотя бы каким-то ресурсами, которые федеральное руководство сочтет нужным задействовать тем или иным образом. (Сергей Ильиных уже сказал о необходимости большей идеологической мотивированности членов партии.)

Что будет дальше и как это отразится на регионе, не считаю возможным фантазировать. Просто хочу сказать, что пока, продолжая оперировать арбитражными терминами, введена только первая стадия внешнего управления – процедура наблюдения. То есть оперативное руководство остается на местах и сохраняется некая своеобразность Томска, но бесспорно, что коридор возможностей стал уже.

Написать автору можно по e-mail: alex@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =