Индексы счастья

Почему во всероссийском рейтинге качества жизни Томская область в 2010-м поднялась с прошлогоднего 52-го места на 31-е

 

Пятерка лидеров по качеству жизни в полугодовом рейтинге, составленном лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ, – Москва, Санкт-Петербург, Московская, Тюменская области и Ханты-Мансийский автономный округ. Аутсайдеры – Чукотский автономный округ, Республики Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Тува. Соседи-сибиряки смотрятся бледновато: если Омская и Томская области сумели закрепиться в первой половине списка (31-е и 32-е места из 83), то Кемеровская – 42-е, Новосибирская – 49-е, Красноярский край – 61-е, Алтайский – 71-е место.

Как измеряется качество жизни и с чем связано столь резкое ее улучшение в нашем регионе (которое, к слову, мало кто на себе ощущает)? Зачем сравнивать столь разные субъекты? Какова «качественная» динамика у сибиряков? «ТН» попытались ответить на эти вопросы, проанализировав рейтинги начиная с 2003 года.

 

Жизнь как мера справедливости

Авторы исследования полагают, что только измерив качество жизни в регионах, можно получить реальную картину их социального развития и дать объективную оценку работе региональных властных структур и даже всей политической системе России в целом. Потому что с экономической точки зрения только качество жизни как мера эффективного распределения ограниченных социально-экономических ресурсов в обществе показывает, насколько государство выполняет свою основную функцию – распределяет эти самые ресурсы.

Тезис симпатичный. Но если с уровнем жизни все более-менее понятно (этот показатель, отражающий благосостояние населения, основан на подсчете доходов граждан и степени удовлетворения базовых потребностей и фактически является производным показателем экономического развития), то с качеством все сложнее – нужно учесть степень удовлетворения некоторого базового набора материальных и духовных потребностей человека. Здесь все: экология, климат, транспорт, связь, телекоммуникации, наука и образование, культура и досуг…

Слагаемые счастья

Поскольку столичные политологи оперируют показателями социального развития исключительно на основании официальных данных Росстата, ими создана формула вычисления «индекса счастья»: это среднее арифметическое из нескольких частных индексов, которые, в свою очередь, образуются как среднее из более узких показателей. Основными компонентами индекса стали: качество жилищных условий, величина и распределение доходов, развитость рынков услуг, доступность рабочих мест, миграционная привлекательность региона, уровень выживаемости детей в возрасте до одного года, продолжительность жизни и безопасность личности.

Годы хорошие и не очень

По этой формуле из восьми составляющих считали среднегодовые индексы. По итогам 2009-го аутсайдеры – Калмыкия, Алтай, Тува, Бурятия и Еврейская автономная область, а у лидеров вместо Тюмени четвертую позицию в пятерке держит Белогородская область. У сибиряков позиции чуть иные: у новосибирцев – 44-е место, у томичей – 45-е, кемеровчан – 51-е, красноярцев и алтайцев – 63-е и 64-е места соответственно, Иркутск на 74-м.

Если судить по динамике 2003–2009 годов, алтайцам жить перманентно непросто (60–64-е места), иркутянам еще хуже (69–74-е места). Очевидно негативные тенденции в кризисные годы у Кемерово (29, 26, 24, 23, 29, 39-е места прежде и 51-е в 2009-м), а также в Красноярском крае(55, 53, 62, 62, 61, 57, 63-е места). У новосибирцев – все примерно в одной поре (45, 42, 41, 42, 54, 40, 44-е места). Зато у омичей дела идут все лучше (48, 38, 39, 35, 46, 37, 32-е места) и Томская область неуклонно поднимается (60, 52, 43, 41, 37, 49, 45-е места).

Что нас тянет вниз

Поскольку данные о жилищных условиях и продолжительности жизни Росстат собирает только по итогам года, для ежеквартальных рейтингов авторы решили составлять сокращенный вариант индекса качества жизни, без этих двух важнейших позиций. В чем, собственно, и состоит секрет нашего «взлета» в первом полугодии 2010-го. Ведь более всего нас тянет вниз плохая обеспеченность жильем (на одного жителя области приходится 21 кв. м площади при среднероссийском показателе 24, немалая часть фонда – ветхая и неблагоустроенная). Обнадеживает лишь то, что по объему строительства на душу населения мы находимся на втором месте после Красноярского края, по вводу жилых домов – на третьем. Может быть, дело поправится.

К тому же, по словам чиновников обладминистрации, многие опередившие нас регионы, чтобы лучше выглядеть, подавали статистике женскую, а не среднюю продолжительность жизни, в сравнении с которой томские «честно усредненные» 68 лет выглядят не очень хорошо.

от первого лица

Оксана Козловская, первый заместитель губернатора:

– Мы имеем очень приличные позиции в связи с коэффициентом миграционного прироста. Второй показатель – коэффициент концентрации доходов, который показывает долю населения, имеющего доход ниже среднего по региону, здесь мы также выглядим гораздо лучше других территорий. Третий показатель, который позволил нам серьезно продвинуться, – объем платных услуг на душу населения, мы вышли вперед за счет услуг в сфере образования.

По отношению среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму мы находимся на четвертом месте, уступая Красноярскому краю, Новосибирской и Омской областям. А по величине прожиточного минимума, наоборот, идем по максимальному значению вторыми за Красноярским краем. У нас очень высока доля населения, которая имеет различные обязательства по кредитам, – на 30% выше, чем в других сибирских территориях. Это связано с тем, что за последние пять лет у нас опережающими темпами росли среднедушевые доходы. Сегодня мы работаем с ценами и тарифами, поскольку все это влияет на «доходные» показатели. Надо работать над теми направлениями, которые сегодня нас тянут вниз.

 

Кстати

Об обратной пропорциональности

Если судить по рейтингам факультета политологии МГУ, самые безопасные субъекты РФ – Республики Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкессия, а также Рязанская область. Москва по безопасности на 38-м месте, Томск и вовсе на 73-м. Фокус в том, что индикатор «Безопасность личности» высчитывается как обратно пропорциональный уровню преступности. Но ведь всем известно, что регистрируемость преступлений в проблемных регионах далеко не равнозначна их количеству. Скорее – обратно пропорциональна…

 

Индекс качества жизни в I квартале 2010 года и в целом по первому полугодию 2010 года (первая цифра – место региона в рейтинге, в скобках – показатель индикатора)

 

Качество жизни в регионах (первая цифра – место в рейтинге, в скобках – показатель индикатора)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =