Роль мужчины-учителя обсудили на круглом столе в Госдуме Томской области
«Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности…» – отметил однажды народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова. Это высказывание стало эпиграфом к дискуссии на тему «Роль мужчины-педагога в сфере образования», которая состоялась в рамках круглого стола в Госдуме Томской области.
Строгий взгляд вместо нотации
Учителя-мужчины – редкое явление в современной школе. Феминизация педагогических кадров видна невооруженным глазом и с годами только усиливается. Минусами этой тенденции являются, например, хромающая дисциплина, пошатнувшийся престиж учителя. Поправить положение может привлечение в школу авторитетных, принципиальных, требовательных педагогов сильного пола.
– Воспитательный процесс сложный, – разъясняет ведущий круглого стола Игорь Чернышев, председатель комитета по труду и социальной политике, – бывают ситуации, когда один строгий мужской взгляд, слово, совет и личный пример действуют эффективнее, чем часовая нотация учительницы о честности и доброте.
В своем докладе Игорь Николаевич также напомнил, что в дореволюционной России в системе образования работало более 90% мужчин. Причем их труд приравнивался к государственной службе, а получали они столько, что могли безбедно содержать семью с тремя детьми. В советских школах тоже было немало мужчин – почти половина педколлектива. Сегодня доля наставников сильного пола составляет в среднем по стране 8–9%. Основными причинами нежелания работать в школе являются низкая зарплата и отсутствие перспективы карьерного роста.
Эта проблема, по словам Чернышева, характерна не только для России. В европейских странах она тоже актуальна, но там есть понимание того, что для развития гармоничной личности в воспитательном и образовательном процессах необходимо участие представителей обоих полов. Поэтому там разрабатываются национальные программы по привлечению мужчин в школы. В Великобритании, например, мужчинам-педагогам подняли пособие на 20%. В других странах образовательному учреждению не выдают лицензию, если количество мужчин-педагогов в нем менее 25%.
Обрисовав ситуацию в России и за рубежом, Игорь Николаевич предложил участникам круглого стола разработать областную целевую программу, направленную на создание стимулов для привлечения в школы учителей сильного пола.
Карьерная лестница в школе
Начальник городского департамента общего образования Ольга Васильева подтвердила, что количество мужчин-педагогов в школах сокращается с каждым годом. Эту негативную тенденцию можно остановить, если найти способы не только привлекать, но и удерживать мужчин в образовательных учреждениях. Эффективной мерой является, например, выдвижение хорошо зарекомендовавших себя учителей на административные должности.
Кроме того, по мнению Васильевой, чтобы заманить молодых специалистов, в том числе и мужчин, надо показывать привлекательные стороны нынешних образовательных учреждений. Развеивать мифы о том, что в спортзалах не хватает инвентаря, что кабинеты не оснащены современной техникой…
Учи и получи квартиру!
Владимир Зятнин, директор школы № 4 и одновременно учитель математики, уверен: роль мужчины в образовании является стержневой, социально значимой в связи с тем, что постоянно растет количество неполных семей. Находясь под влиянием женщин, юноши становятся излишне сентиментальными, несамостоятельными, безответственными.
– Думаю, что решать проблему недостатка мужчин в школах можно посредством совместителей – привлекать аспирантов, преподавателей вузов, представителей бизнеса, – говорит Владимир Иванович. – О молодых талантливых педагогах должен позаботиться и сам директор – ходатайствовать об отсрочке от армии, о предоставлении какого-либо жилья, найти возможность повысить зарплату…
Последняя мера будет воспринята в педколлективах неоднозначно, отметила Ольга Васильева. И предложила найти дополнительные средства, чтобы сравнять заработную плату учителя вне зависимости от его пола со средней по Томской области (15 тыс. рублей).
Но самым весомым аргументом в пользу педагогической деятельности является содействие в решении жилищного вопроса.
– Считаю, нужно вернуться к системе жилищных сертификатов, по которой педагоги в зависимости от стажа могут рассчитывать на льготы при получении жилья, – сказал Игорь Чернышев. – Отработал 5, 10 лет в школе – получи бесплатно энное количество квадратных метров. По истечении определенного срока – получи квартиру в дар!
Все рекомендации по созданию стимулов по привлечению в образовательные учреждения мужчин-педагогов, прозвучавшие на круглом столе, будут озвучены на заседании комитета по труду и социальной политике областной Думы 22 октября.
Статистика
В 2008 году в образовательных учреждениях Томской области работало 14 828 педагогов, из них 1 709 – мужчины, что составляло 11,5% от общего количества.
В 2009 году работало 15 982 педагога, из них 1 379 человек – мужчины (8,6% от общего количества), мужчин-руководителей – 74 (0,5%).
Несмотря на ежегодно увеличивающееся количество молодых специалистов-мужчин, приходящих в образовательные учреждения, общее количество работающих мужчин-педагогов снижается.
Причины, по которым мужчины не идут работать в школу:
1. Низкая заработная плата в образовательных учреждениях.
2. Снижение престижа профессии педагога.
3. Отсутствие перспективы карьерного роста.
4. Стереотип, что педагог – не мужская профессия.
Предложения по решению данной проблемы:
1. Повышение заработной платы.
2. Улучшение социально-бытовых условий.
3. Для студентов и молодых специалистов отсрочка от службы в армии.
4. Популяризация профессии педагога и особой роли мужчины в сфере образования.