Воля избирателей

Виктор Тищенко об эмоциях, нарушениях и итогах выборов

Итак, депутаты определены, мандаты выданы – в этой части свою задачу муниципальная избирательная комиссия Томска выполнила. Что предстоит сделать в ближайшее время? Как в частности и в целом оценивает комиссия организацию прошедших выборов? По просьбе «ТН» итоги подводит зампредседателя комиссии Виктор Тищенко.

Продолжение следует

– Наша работа далеко не завершена. Во-первых, в течение месяца со дня голосования все кандидаты и партии должны подать в избирательную комиссию итоговые финансовые отчеты, и мы затем должны их проанализировать и отчитаться перед Думой Города Томска. В том числе, естественно, отчитаться и по использованию бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Во-вторых, пока мы опубликовали только часть итогов выборов – наиболее общие данные. И согласно закону в течение двух месяцев со дня голосования мы должны обнародовать подробные результаты выборов – по всем участковым избирательным комиссиям. Мы постараемся сделать это раньше чем за два месяца: эти данные будут размещены на сайте избирательной комиссии, в официальных материалах муниципального образования «Город Томск» так же, как публикуются акты Думы, мэра, администрации.

Эмоции и обстоятельства

– Виктор Семенович, вернемся к работе комиссии во время предвыборной кампании. Например, к теме о том, что избирательные комиссии по-особому относились к независимым кандидатам.

– За этими эмоциональными оценками скрыты два объективных обстоятельства. Во-первых, парламентские партии и кандидаты от этих партий освобождены законодателем от необходимости сбора подписей, и это, конечно, существенно упрощает им процедуру регистрации. А представители других партий и самовыдвиженцы должны собрать подписи, и это действительно непростой процесс. Причем чем крупнее по численности избирателей муниципалитет, тем больше надо подписей, то есть тем сложнее выполнить задачу. И в Томске многие кандидаты некачественно выполнили эту работу.

– Например?

– Например, много было разговоров об отказе баллотироваться такого известного и уважаемого человека, как Лев Пичурин. Но что мы увидим, если обратимся к документам? Общественная организация, которая его выдвинула, вопреки закону даже не пригласила кандидата на собрание. Избирательная комиссия не была извещена о месте и времени проведения собрания. Не соблюдена норма, по которой процедура голосования на собрании должна быть тайной. И подписные листы неправильно оформлены. И что? Да, очень уважаемый человек, но что избирательной комиссии делать-то?

– Предположим, слегка закрыть глаза?

– Комиссия не имеет на это права, но предположим. И что с высокой долей вероятности последует? Любой другой кандидат обратится в суд, и он отменит решение комиссии, то есть укажет на нашу некачественную работу. И в этом случае уже объективно возникает почва для разговоров о предвзятости комиссии. Согласитесь, это, мягко говоря, не способствовало бы легитимности выборов. Вот это и есть второе объективное обстоятельство, которое скрыто за эмоциональными претензиями.

– Известная история с отказом в регистрации Евгению Кротову. Облизбирком отменил решение горизбиркома, который отказал в удовлетворении жалобы кандидата, отменил решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату Кротову, и он-таки был зарегистрирован.

– Областная избирательная комиссия действовала в рамках своей компетенции и вынесла вот такое решение. Хотя мы по-прежнему придерживаемся правовой позиции, что окружная комиссия действовала верно, и были формальные основания для отказа, так как не были в подписных листах указаны все необходимые сведения. Но заметьте, что по вопросу отказа в регистрации партийного списка «Патриотов России» Кротов дошел до Центральной избирательной комиссии России, и она подтвердила наше решение.

– Эмоциональные оценки, говорите? Но ведь на то и выборы…

– Конечно, накал борьбы, желание привлечь избирателей. То есть чисто по-человечески многих людей следует понять, и избирательная комиссия, если заметили, весьма лояльно относилась ко многим заявлениям кандидатов, порой весьма резким. Например, когда тот же Евгений Кротов публично обвинил избирательную комиссию в фальсификации документов по вопросу о регистрации «Патриотов России», председатель комиссии Татьяна Арбузова прокомментировала это очень сдержанно. А избирательная комиссия всего лишь приняла протокольное поручение о том, что если такие обвинения и дальше будут звучать, то мы обратимся в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку нашим действиям, а также действиям Кротова.

– И обратились?

– Нет. Кандидат прекратил высказывать обвинения. Вообще, у комиссии не было цели непременно обратиться в прокуратуру – это была мера превентивной защиты членов комиссии от необоснованных обвинений.

Агитация и итоги

– Ни одни выборы не обходятся без каких-либо нарушений правил предвыборной агитации. Были претензии к средствам массовой информации?

– Было несколько жалоб. Например, обращения лидера регионального отделения ЛДПР Алексея Диденко и регионального отделения партии «Яблоко» Василия Еремина, по мнению которых, газета «Томская неделя» опубликовала ряд материалов, имеющих агитационный характер.

Жалобы не удовлетворены – комиссия решила, что для привлечения к ответственности нет предусмотренных законом оснований – неоднократность публикаций, наличие умысла и т.д.

– Вообще, вопрос разграничения информирования и агитации очень сложен…

– Да, законодательная норма носит, по сути, оценочный характер. И даже Конституционный суд РФ не смог внести полную ясность. Мы же исходили из того, что СМИ надо дать максимальную возможность информирования избирателей, и каждое из них имеет право на свою редакционную политику. В общем, ни одного протокола на СМИ не составлено.

– А кандидаты, партии?

– В окружных комиссиях были случаи составления протоколов за нарушение правил агитации, и отдельные лица, в том числе и кандидаты, попали под административную ответственность. Но штрафы небольшие – от пятисот до одной тысячи рублей.

Были жалобы на анонимные агитационные материалы. К примеру, «Справедливая Россия» выпускает листовку тиражом 10 тысяч экземпляров и регистрирует ее в комиссии. А потом к нам поступает жалоба, что внешне похожий по виду и содержанию агитационный материал распространяется тиражом 100 тысяч экземпляров, и выходные данные другие. Было направлено представление в правоохранительные органы.

– Анонимная агитация?

– Не обошлось, естественно, и без этого. Например, есть жалоба от ЛДПР, что под символикой партии выпущен не их агитационный материал (среди пунктов листовки – объединение Томской и Новосибирской областей, а ТВМИ предлагается переделать в торгово-развлекательный центр. – Прим. авт.). Проблема давняя – установить реального автора крайне сложно. Даже если поймали за руку распространителя, он отвечает, что неизвестные ему люди предложили легкий путь заработка, а больше он ничего не знает

– Оценка в целом?

– На сегодня жалоб в суде, связанных с прошедшей избирательной кампанией, нет. Такие обращения в суд возможны в течение года со дня официального опубликования результатов выборов. Если кто-то обратится в суд, мы к этому готовы – это нормальная юридическая практика, цивилизованный способ разрешить юридический спор. В конечном же счете мы абсолютно уверены в том, что зафиксированные на выборах нарушения не могли оказать существенного влияния на ход выборов и их итоги. То есть говорить, что эти нарушения не позволяют выявить волю избирателя, невозможно. Иными словами, выборы депутатов Думы Города Томска прошли в полном соответствии с законом, и их результаты отражают подлинную волю избирателей.

 

Самая, пожалуй, забавная анонимная агитация была распространена от имени партии «Правое дело». На лицевой стороне календарика колоритное фото со слоганом «Забей на них, голосуй как хочешь!». На оборотной календарь непонятно на какой год и мелкими-мелкими буквами, только через лупу читаемые «выходные данные»:

«Отпечатано ООО «Подпольная типография», газета «Млечный путь». Планета Криптон, дом 6. Заказчик А.Н. Оним. Оплачено натурой. Тираж 100 500 экз. Вместо того чтобы читать всякую ерунду, написанную мелким шрифтом, оторвись от микроскопа и сходи на выборы. За кого голосовать, ты уже догадался».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + пятнадцать =