«Система разрушится под собственной тяжестью»

Известный психолог Дмитрий Леонтьев о психологическом состоянии российского общества

Если формально, то Дмитрий Леонтьев – доктор психологических наук, профессор МГУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, лауреат премии фонда Виктора Франкла (Австрия) за достижения в области гуманистической психотерапии. Если не формально – один из ведущих специалистов по психологии личности. В Томск он приехал по приглашению ТГУ, «ТН» воспользовались возможностью и поговорили с мэтром о том, как сегодня себя чувствуют россияне.

От чего зависит счастье

– Исследования последних лет показали, что в странах Восточной Европы и бывшего СССР уровень удовлетворенности жизнью людей ниже, чем если бы он был обусловлен чисто экономическими факторами. Иными словами, мы чувствуем себя хуже, чем живем.

Во-первых, это пресловутый русский менталитет. Для русского человека точкой отсчета всегда была ситуация неблагоприятная: жизнь априори тяжела, она связана с преодолением, с трудностями и т.д.

Во-вторых, существует большой нереализованный потенциал агрессии. Когда мы читаем, как в мелких ДТП люди вытаскивают пистолет и начинают стрелять в водителя снегоуборочной машины, это признак накопленных, нереализованных напряжений.

В-третьих, на состояние людей влияет и общая социальная атмосфера. Оказывается, например, что индекс коррупции по международным индикаторам дает прямую отрицательную связь с уровнем удовлетворенности жизнью. Психологически это легко объяснимо: чем выше коррупция, тем более ограничены, иррациональны, непредсказуемы возможности простого человека влиять на то, что с ним происходит. Отсюда – бессилие, и отсюда – агрессия и депрессия.

– Ну, если брать во внимание уровень коррупции в России, то мы должны постоянно находиться в депрессии…

– Как раз хотел сказать о том, что от внешних обстоятельств наше счастье зависят процентов на 10–15, не больше. Гораздо больше оно зависит от устойчивости личности, от того, какие она цели ставит и какие отношения устанавливает с другими людьми. Таким образом, есть два мифа. Первый – что счастье совершенно непредсказуемо, иррационально, и непонятно, кто и как его получит. Второй – что оно обусловлено тем, насколько благоприятны внешние обстоятельства, в каком климате мы живем, в какой семье родились и т.д. А тут оказывается, что и то и другое неверно. Поэтому и не все в депрессии.

Странный вариант социальной стабильности

– Но есть же, так сказать, общая температура по больнице?

– Ряд факторов социальной атмосферы неблагоприятно влияют на общую массу людей. В России существует странный вариант социальной стабильности, когда никто не знает, что будет завтра. Нет предсказуемости изменений – они происходят по щучьему велению где-то там наверху и никак не прогнозируемы. И это вызывает некоторую нервозность.

– Растут ли из-за этого протестные настроения?

– Я убежден, что изменения должны произойти очень скоро, но не через революцию: нет таких сил – ни внешних, ни внутренних, которые могли бы своими активными действиями изменить ситуацию. Скорее, изменения произойдут в силу роста напряжения и рассыпания самой системы – политической, общественной, экономической. Она разрушится под собственной тяжестью. В последнее время мы приближаемся к тому, что называется точками бифуркации, в которых происходит смена установившегося режима работы системы. Симптомов вокруг много (например, отставки заметных руководителей регионов). Они показывают, что система не справляется. Это сравнимо с психологией человека: когда он стремится все детально, подробно, до мелочей контролировать, это признак неких невротических нарушений – большой тревоги, неуверенности в себе. И точно так же ведет себя система: чем больше она стремится скрупулезно, занудно, детально контролировать всех и вся, тем меньше у нее это получается.

Большинство и меньшинство

– То есть рядовые граждане не полезут на баррикады, а останутся простыми свидетелями гибели системы?

– А вот здесь очень многое будет зависеть от точки бифуркации. В этих точках очень серьезно проявляется роль личности в истории. Много споров, влияет ли отдельный человек на ход исторических событий или нет. Но, пожалуй, самый точный ответ – влияет, но в определенных точках, в которых детерминированное предсказуемое течение истории прерывается, и от человека, оказавшегося в нужном месте в нужное время и принявшего нужные решения, зависит очень много. К сожалению, в этих точках могут происходить и кровопролитные события, ведь напряжения накоплены в обществе сверху донизу: и во власти, и в народе.

– А знаете, после 10 октября сложилось впечатление, что никакого напряжения у народа нет. До выборов все кричали: «Нет монополистам!», «Нет строителям-обманщикам!» Но, например, на моем округе в итоге выбрали именно представителя ТГК-11 и директора строительной компании, у которой большие проблемы с выполнением обязательств перед дольщиками…

– Не только у нас в стране, но и во всем мире наблюдается такая парадоксальная ситуация: результаты многих выборов решаются за счет голосов людей, которым по большому счету все равно, которые выбирают случайно, выбор не укоренен в их личности. (Мы выносим за скобки ситуации с манипулированием голосами, административным давлением и т.д.) Поэтому результаты опросов общественного мнения на тему «За кого вы будете голосовать?» ровным счетом ничего не значат. Недавно французские исследователи доказали, что у большинства участников опросов не было никакого мнения о том, о чем их спрашивали, до того, как к ним подошли с вопросом. И потому дан ответ первый попавшийся. И если через 15 минут им зададут такой же вопрос, они с таким же успехом могут дать противоположный ответ. Получается, что демократия в современном обществе – это власть людей, у которых нет мнения.

– Можно ждать, что в ближайшем будущем произойдут изменения в мозгах населения?

– Мозги населения – самая консервативная часть нашей жизни, изменения в политике произойдут резче и быстрее. По этому поводу у меня есть любимая присказка. «У меня есть две новости: одна плохая, другая хорошая. Плохая заключается в том, что люди, которым не все равно и которые предпринимают усилия, чтобы что-то происходило, всегда составляли и будут составлять очень незначительное меньшинство. Но хорошая новость в том, что все существенные изменения нашей жизни осуществляются незначительным меньшинством».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + семнадцать =