Откуда деньги на дороги

Эксперты «ТН» обсуждают возможность создания регионального дорожного фонда

Виктор Кресс поручил начать работу над созданием регионального дорожного фонда. Каким он будет и будет ли вообще – пока совершенно не ясно. Головная структура – Федеральный дорожный фонд – начнет свою работу с 1 января следующего года, однако четкого описания схемы его функционирования правительство до сих пор не подготовило.Эксперты «ТН» поделились мнением, как должна выглядеть система финансирования дорожного строительства.

Хватит жить на подачки

Владимир Карпов, генеральный директор ОАО «Дорремстрой»:

– Идея создания дорожного фонда интересна, но только в том случае, если он будет наполняться за счет акцизов на топливо, а также транспортного налога и прочих составляющих автотранспорта, а регионы получат право распоряжаться этими средствами. А если планируется просто обложить предприятия дополнительной нагрузкой, как это было до начала 2000-х при формировании старого дорожного фонда, в который платился процент с оборота, то интереса – ноль. Думаю, что при первом варианте регионы получали бы довольно приличную сумму.

Пока же система финансирования отрасли крайне неэффективна: регионы получают просто подачки, которых хватает только на латание дыр. И то губернаторы вынуждены буквально выпрашивать эти крохи у центра… Но без дорог территория умирает, мы это видим на примере сельских районов нашей области. Поэтому нужно добиваться, чтобы целевые деньги оставались на той территории, на которой они зарабатываются, и с помощью них решались транспортные проблемы. Например, в США топливных сборов хватает с лихвой: за их счет строятся огромные современные развязки. Да, в Америке больше транспорта, чем в России, а сама Россия больше, чем Америка. Зато бензин у них дешевле. Значит, нужна правильная экономическая политика, с одной стороны. С другой – должен быть серьезнейший контроль за собираемыми средствами. В России так повелось: на дороги вроде бы выделяется немало средств, но улучшения дорожной сети мы не наблюдаем – деньги уходят в неизвестном направлении…

Не бежать впереди паровоза

Владимир Пономаренко, председатель бюджетно-финансового комитета Государственной думы Томской области:

– Если будет предложено содержать региональный дорожный фонд из нашего куцего бюджета, начинание потеряет всякий смысл – чем мы будем его наполнять? Транспортным налогом? Но сегодня он не является целевым (деньги поступают в общую копилку), а главное, все равно не обеспечивает соответствующие нужды. Так, в 2010 году мы соберем порядка 400 млн рублей транспортного налога, а потратим на один только ремонт дорог 900 млн. А если учесть строительство новых магистралей (ул. Елизаровых, Балтийская, Клюева), то 2,5 млрд.

Дополнительные деньги можно было бы привлечь, если бы в регионе оставались акцизы на топливо, как на Западе, и имели бы целевое назначение. Схему уже собираются опробовать в России. С 2011 года акцизы на ГСМ повысятся на 1 рубль на литр и будут расти ежегодно. Эти средства будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде и затем пропорционально перечисляться в регионы. Однако каковы будут пропорции, до конца не ясно. Например, Минфин считает, что 30% суммы собранных акцизов должно оставаться в федеральном дорожном фонде, остальное – возвращаться в региональные бюджеты. А с 2012 года это будет происходить с учетом количества транспорта и протяженности автодорог с твердым покрытием. Но глупо сравнивать по этим показателям Сибирь и Центральную Россию, нужны более объективные критерии.

В любом случае мнение Министерства финансов еще не аргумент: свои позиции должны высказать также Минэкономразвития и Минтранс. Из этой трехсторонней договоренности получится постановление правительства, которое и будет определять работу федерального дорожного фонда. А пока правил игры не появится, думаю, логичнее было бы просто оставить в бюджете области строку «Дорожно-строительные работы» и не тратиться на создание отдельной структуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 5 =