Теперь банановый

Томичи придумали, как из вредных химических отходов производить вкусно пахнущие присадки для бензина

Инновационная компания «Сибхим», созданная при ТГУ, синтезировала несколько десятков килограммов комплексных модификаторов для моторных топлив и теперь готовится к организации промышленного производства. Присадки, разработанные лабораторией каталитических исследований вуза, позволят улучшить качество бензина, а также уменьшат выхлоп от автомобиля и будут способствовать очищению двигателя. И в качестве бонуса – придадут бензину приятный запах: вишни, банана, груши, яблока…

– В России есть четыре производства капролактама, из которого производят, например, капроновые колготки, – рассказывает предысторию руководитель лаборатории каталитических исследований ХФ ТГУ Алексей Князев. – У них общая проблема – переработка отходов, которые состоят из полезных химических компонентов, но отделить их настолько дорого, что проще сжечь. К нам неоднократно обращались представители этих заводов: «Дайте идею!» Самая светлая мысль пришла в голову Виктору Сачкову, заведующему инновационно-технологическим центром СФТИ ТГУ: он предложил переработать эти отходы (кстати, очень вонючие) в так называемые эфиры, обычно использующиеся в качестве отдушки, но в данном случае пригодные к применению в качестве присадки для бензина.

Не вдаваясь в химические подробности, отметим два важных момента: во-первых, предложенная технология переработки оказалась достаточно простой (а значит, дешевой), во-вторых, при переработке используется глиоксаль, пожалуй, главное изобретение лаборатории каталитических исследований, о котором «ТН» неоднократно писали.

– Опытные исследования уже доказали, что при добавлении нашей присадки в бензин происходит повышение октанового числа – того самого, которое пишут рядом со стоимостью литра, – поясняет Алексей Князев. – Например, в ходе эксперимента мы увидели, что прямогонный бензин-сырец, который получают на разделительных станциях с октановым числом 60, можно легко поднять до 80-го, а 80-й – до 92-го и 98-го.

Исследования, к слову сказать, длились около трех лет. Результат руководителя радует: полученный комплексный модификатор не только повышает октановое число топлива, но и снижает выхлоп автомобиля, очищает двигатель. И к тому же приятно пахнет, что для химических присадок вообще удивительно.

В лабораторных условиях были получены десятки килограммов нового продукта, теперь дело за организацией промышленного выпуска. Заниматься этим, конечно, должен не университет, поэтому при ТГУ было создано малое инновационное предприятие – ООО «Сибхим». Его учредителями стали ТГУ, ООО «Интер-Октан» и физические лица, директором назначен Николай Волков.

– Нам не нужно будет строить специальный завод – и в Томске, и в соседних городах есть производства, готовые взять заказ, – говорит Алексей Князев. – Уже подписаны договоры с поставщиками сырья, думаю, за год-полтора вырулим на тоннаж, и люди будут заправляться «грушевым», «вишневым», «яблочным» бензином. Мы не рассчитываем продавать присадки обычным водителям: для них нет особого смысла всегда во­зить с собой бутылку модификатора, доливать его после каждой заправки. Тем более зимой состав бензина один, летом – другой… Наши потребители – это прежде всего нефтеперерабатывающие заводы. Несколько испытаний уже было проведено в Тюмени, там очень заинтересованы в нашей продукции и готовы покупать ее.

Параллельно «Сибхим» получает сертификат качества на топливные присадки и активно ищет инвесторов. В ближайшее время ТГУ будет подана заявка на патент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 12 =