Не наша новая школа

«Москвичи избалованы качественным бесплатным образованием» – признают бывшие томичи – нынешние руководители столичных учебных заведений

 

Звоню, честно таращась в глазок видеокамеры. Высокая кованая калитка немедленно открывается. За забором – идеально подстриженные кусты и газоны, стильные клумбы и цветочные фонтаны, голубые ели по периметру, пара затейливых игровых площадок на щетинке пластикового ковра, садовые скульптуры…

Среди всей этой красоты воробьиной стайкой носятся второклашки. С трудом подавляю завистливый вздох: вот как, оказывается, живут и учатся дети богатых и знаменитых! И ошибаюсь в главном: Центр образования № 627 – обычное для российской столицы продвинутое учебное заведение (только в Центральном округе Москвы подобных восемь), и учатся тут обычные дети.

Руководит цен­тром бывшая томичка Людмила Павлюченко – она и пригласила «ТН» в гости, наглядно продемонстрировав, насколько столичные образовательные реалии отличаются от региональных.

Мощнейший блок

В Центре образования № 627 Москвы одиннадцатилетка мирно сосуществует с садиком, состоящим из двух подготовительных групп. (Кстати, сюжет о здешних дошколятах, удививших президента Дмитрия Медведева умением создавать и озвучивать компьютерные мультики, в апреле прокатали по многим каналам.) Зримое отличие этого образовательного пространства от томского: все очень красиво, добротно и дорого. В коридорах и переходах мягкие низкие диванчики цвета сливок, в холлах младшей школы – интерактивные стенды, в классах – зоны рекреации с коврами, игрушками, мягкой мебелью. На стенах – картины и художественные фото. Много мультимедийной техники: более 200 компьютеров и ноутбуков, интерактивные доски, проекторы. Классные журналы и вся документация ведутся только в электронном виде. Есть школьная сеть, Net Школа, в дистанционное обучение при помощи скайпа вовлечено около 70% учеников. В распоряжении школьников – киноконцертный зал, телестудия с полным комплектом звукового и осветительного оборудования, радиорубка, типография и еще много чего…

Но главная особенность, поражающая воображение томича, – все же не комфорт и оснащение, а мощнейший блок дополнительного образования: 370 часов в неделю, четыре десятка направлений! Спорт – 10 секций. Театры – драматический, кукольный, эстрадных миниатюр, а также языковые (например, китайский). Танцы: хореография, бально-спортивные. ИЗО – дизайн, живопись, батик и бисероплетение. Фотография. Музыка. Журналистика. Туризм. Иностранные языки: английский, немецкий, французский, китайский, испанский, итальянский, турецкий. Военно-патриотический и стрелковый клуб. «Наношкола». Робототехника, конструирование, IT…

Насыщенная программа как-то укладывается в пятидневку. Родители привозят ребятишек в школу к 8 утра, а забирают в 6-7 вечера. Для мегаполиса самое то: ребенок весь день за высоким забором и под охраной, дважды-трижды накормлен, уроки сделает под присмотром педагога, погуляет.

Уровень допобразования: студии ведут актриса театра на Таганке и проректор театрального института, спортивные танцы – мастера международного класса, солистка ансамбля Надежды Бабкиной учит юных москвичей петь, а томская художница Людмила Курилович – рисовать, любовь к спорту прививают профессиональный акробат, артист цирка.

Вокруг детей хлопочут логопеды, дефектологи и пять психологов. Штат на 900 учеников – 115 человек, включая дворников, охранников, садовников. Примерно вдвое больше, чем в аналогичной по наполненности томской школе. Плюс 20 совместителей – звуко­оператор, концертмейстер и т.д.

– Думаю взять в штат еще врача-физиолога, – говорит директор.

Кроме того, в рамках профильной подготовки на базе учреждений-партнеров старшеклассники имеют возможность попробовать себя в одной из 200 специальностей. Например, выучиться на секретаря в МИДовском колледже с гарантированным трудоустройством в Администрации Президента РФ, Общественной палате, Госдуме РФ, банках и за границей – помощниками консулов, секретарями посольств.

В рамках бюджета

Роскошь 370 часов допобразования из рук настоящих профи предусмотрена бюджетом центра. То есть бесплатна для родителей. Начни вдруг учитель собирать с них деньги на кружки, ремонт, мебель, охрану и т.д. – сочли бы проявлением коррупции.

– Да, москвичи избалованы качественным бесплатным образованием, – говорит Людмила Павлюченко. – Мы отучили родителей участвовать деньгами в жизни школы. По нормативу на обучение ребенка в центре должно тратиться 102 тыс. рублей в год (в простой московской школе чуть более 63 тысяч), то есть наш бюджет на бумаге – около 92 млн. Но в реальности мы получаем миллионов 70–75, еще 6–7 зарабатываем различными грантами. С 1 января наш центр и еще одна школа в округе станут автономными учреждениями, тогда и начнем внебюджетную часть активнее развивать – будем потихоньку возвращаться к родительским доплатам.

Статус Центра образования (закрепленный, кстати, только в Законе об образовании г. Москвы) 627-я школа получила в 2006-м, а до этого была просто очень хорошей, престижной и быстро развивающейся школой Замоскво­речья.

– У нас учатся не отпрыски нуворишей, а дети московской интеллигенции – они воспитанные, умненькие, умеют общаться, свободны, уверены в себе, с ними очень интересно и приятно работать, – говорит замдиректора по дополнительному образованию, также бывшая томичка Марина Огурцова. – Здесь легко, без сопротивления с чьей-либо стороны реализуются лучшие педагогические инновационные идеи, программы и проекты. В том числе и томские: например «Школьный университет»…

Дело в приоритетах

Секрета в сложившемся в столице школьном благоденствии нет, все дело в том, что у правительства Москвы образование – безусловный приоритет, уверяют педагоги. Вот собирается в ноябре 627-я школа полным составом выехать на три недели в Болгарию (в лагере на берегу моря будут жить, оздоравливаться и учиться), за это столичный бюджет заплатит согласно принятой социальной программе…

– Федеральный учебный план и московский базисный заметно отличаются, – рассказывает Александра Клюхина, директор обычной общеобразовательной школы № 1690. – Например, в регионах информатика существует отдельным курсом, а у нас к ней добавляется еще и интегрированная в предметы.

В этой школе нет бросающихся в глаза роскошеств, но действуют три экспериментальные площадки. Сегодня учреждение – в процессе перехода к более высокому статусу школы с углубленным изучением иностранных языков, что заметно увеличит финансирование. Но и сегодняшних 49 тыс. рублей, выделяемых на одного ученика в год, хватает на приличную жизнь. Все 525 детей учатся в одну смену (в Москве вообще нет двусменок), учебники бесплатные, дополнительное образование за счет бюджета – 105 часов в неделю: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, гандбол, карате, стрелковая секция и арбалетный клуб, спортивные и бальные танцы, театральная студия, кружки живописи и батика, клуб иностранных языков и журналистики, военно-партиотический клуб с музеем, фольклор…

– В этом году у нас всего 120 часов бесплатного дополнительного образования по девяти направлениям, а еще пять лет назад доходило до 300 часов! – рассказывает Ольга Селиванова, директор еще одной обычной столичной средней школы № 316, выпускница ТГУ. – Базисный московский учебный план предусматривает 27 дополнительных часов, но если есть у тебя возможности – бери больше, это только поощряется. Из 415 учеников школы 90% задействованы в наших кружках и секциях. Конечно, у московских ребятишек больше возможностей для творческого развития, чем в регионах, а у педагогов больше свободы в выборе программ. Есть закон об образовании города Томска? А у нас есть. Он не противоречит федеральному, но меняет ряд положений.

По мнению руководителей московских школ – бывших томичей, всей душой болеющих за наше среднее образование, для того, чтобы приблизить его к столичному, нужны прежде всего перемены в сознании.

– У Томска есть преимущество перед нами – это образовательный центр, который во многом впереди столицы. Но надо, чтобы кто-то подумал о детях, о завтрашнем дне, тогда наскрести денег на дополнительное образование окажется не так уж трудно, – считает Людмила Павлюченко. – Центры образования, подобные нашему, могли бы появиться в Академлицее, 13-й и 56-й гимназиях… Конечно, для этого нужна инициатива и усилия власти – губернатора, мэра, депутатов. За опытом не за рубеж надо ехать, а сюда. Приезжайте! Примем всю делегацию, все покажем и расскажем…

слово автора

Про образовательно-научно-инновационное лидерство Томска кто только не обмолвился. Об этом так много говорят, что поневоле начинаешь верить… Пока в школу не заглянешь. Налицо тенденции, обратные столичным, – кружки вымирают повсеместно, дошкольные ступени в гимназиях ликвидируются, градус платности повышается…

«Наша новая школа», образцы которой, судя по всему, существуют в Москве, еще далеко не наша.

А наша какая-то старая. Несмотря на признанное инновационно-образовательное лидерство.

Инесса ЮШКОВСКАЯ

Москва–Томск

 

От редакции. Не будем упрекать бывших томичей, а ныне московских педагогов в незнании бюджетных возможностей и проблем Томска и области. Особенно в сравнении с бюджетными возможностями столицы. Согласимся, что выбор приоритетов – это действительно важно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *