Травушки-муравушки

125 лет томского гербария. Сухой остаток – полмиллиона образцов

За дверьми Гербария ТГУ время словно остановилось. Здесь царит дух классического еще Императорского университета. Через плотные шторы струится приглушенный свет. В антикварных шкафах XIX века хранятся гербарные образцы. Этикетки на вместительных коробках написаны аккуратным каллиграфическим почерком – их традиционно заполняли пером по трафаретам, оставленным основателем Гербария Порфирием Крыловым. И сами образцы тоже застывшие, на веки замершие, застигнутые врасплох учеными ТГУ – каждое в своем солнечном дне.

– Мебель, предметы интерьера в главном зале – все выглядит так, как и 100 лет назад, – не без гордости замечает заведующая Гербарием профессор Ирина Гуреева.

За 125 лет существования Гербария традиции удалось сохранить, а вот гербарные фонды – приумножить. Сегодня томский Гербарий входит в число самых крупных в России и на территории СНГ – насчитывает более полумиллиона образцов.

Сухие документы

– Гербарный образец – это биологический документ, который подтверждает наличие того или иного вида растения на определенной территории, – объясняет Ирина Гуреева.

Требования к документу самые строгие. Во-первых, собранный по правилам образец должен, насколько это возможно, отражать строение растения – цветок, стебель, листья, корни. Во-вторых, на этикетке должно быть обозначено его латинское наименование, фамилия коллектора, место, где было найдено растение, и время – когда. Например, вот так: «Hegemona lilacina, Алтай, гора Кызыл-Оёк, верховья реки Куатру, южный приток Башкауса, 7 июля 1911 г. В. Сапожников».

– Любое изображение растений, рисунок, фотография – лишь передача субъективного восприятия автора, – продолжает Ирина Гуреева. – Гербарные образцы дают представления о растениях со всей биологической точностью. Кроме того, и сегодня они могут быть использованы в качестве материала для научных исследований.

Точность не бывает лишней

В отличие от музеев в Гербарии постоянной экспозиции нет. Если музей ориентирован на то, чтобы показать какие-то ценные или редкие предметы, то задача Гербария – собрать и сохранить как можно больше образцов разных видов растений с разных территорий. Студентам младших курсов работать с образцами из основного фонда не доверяют. Зато аспиранты и докторанты могут пользоваться материалом беспрепятственно, только аккуратно.

– Для работы в Гербарии нужно быть скрупулезным и неотступно соблюдать все правила, которые приняты в гербарном деле, – объясняет Ирина Гуреева. – Все гербарные образцы хранятся по определенной системе. И отступать от нее нельзя. Потому что, если кто-то сегодня по недосмотру положит гербарный лист не в ту коробку, то в следующий раз его найдут, может быть, только через 100 лет!

Роман с папоротниками

Работают в Гербарии ученые-ботаники, которые занимаются систематикой растений. Послушаешь Ирину Гурееву – увлекательнее занятия в мире нет! Чтобы положить образец в ту или другую коробку, надо провести тщательную аналитическую работу и на основе признаков травинки безошибочно определить ее вид, род, семейство.

– Иногда кажется, что нашел новый вид, но когда им займешься глубже, посмотришь коллекцию в нашем и других гербариях, оказывается, что просто не все еще знаешь, – делится опытом Ирина Гуреева.

Доктор биологических наук, уже много лет она занимается изучением папоротников. Ей и самой довелось открыть человечеству один вид, науке доселе неизвестный:

– Cystopteris altajensis, по-русски – пузырник алтайский, – улыбается Ирина Гуреева. – Нашла его в одной из экспедиций на Алтае, еще будучи аспиранткой. Конечно, не сразу поняла, что это новый вид. Долго думала, и только после того как защитила диссертацию по папоротникам, смогла заявить о его существовании. А над другим папоротником с 1982 года размышляю.

Любой новый вид требует признания научной общественности. И впросак здесь попасть просто. Описал новый вид, а его не признали. Вот и не спешат ученые, ждут годами, пока созреет научная находка.

Гуреева замечает: один описанный вид – совсем скромный вклад в ботанику, то ли дело учителя: основатель Гербария Порфирий Крылов, писавший первую флору – «Флору Алтая и Томской губернии» на русском языке (до него все флоры по территории Сибири были на латыни), Василий Сапожников, Лидия Сергиевская – большая часть коллекции томского Гербария собрана их руками.

Однако утверждать, что «задокументировали» все растения, рано, уверена Ирина Гуреева:

– На территории Сибири и соседних регионов есть еще много неизу­ченных уголков.

 

В Гербарии ТГУ проводят познавательные лекции для обывателей. Попасть в научное учреждение можно по предварительной договоренности с персоналом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =