OСобый вопрос

Зачем России нужна своя национальная программная платформа

Национальная операционная система появится в России уже в следующем году. На финансирование ее создания и развития из госбюджета собираются выделять около 10 млрд рублей ежегодно. Конкурс на выбор разработчика национальной ОС намерены провести в начале следующего года. Но уже сейчас ясно – новую систему намерены разработать на базе свободной ОС Linux. Внедрять ее собираются в первую очередь в госорганах, учреждениях образования и здравоохранения, которые сейчас в основном оснащены ОС семейства Windows от Microsoft. Чиновники из Минсвязи настаивают: правильнее говорить о создании национальной программной платформы. Система будет не только локализована и адаптирована – специально под нее обещают разработать набор офисных программ и средств сетевого взаимодействия.

Разработкой сейчас занимается компания Alt-Linux, которая входит в холдинг «Сириус» (принадлежит Ростехнологиям). Alt-Linux готова в качестве примера внедрить свои разработки на базе свободного ПО (ОС Linux) в Самаре, Великом Новгороде и Туле уже в ближайшее время.

Государственные чиновники, приезжающие в Томск, лукаво подмигивают: томские программисты тоже могли бы принять участие в создании национальной платформы. О том, зачем национальная операционная система нужна России, – эксперты «Томских новостей».

«РОСПИЛ» как национальная идея

Роман Ерин, технический директор ООО «Городские платежи»:

– У этого вопроса есть три аспекта: политический, экономический и технический. Думаю, к идее создания своей ОС президента подталкивают политические амбиции: в Америке есть свои гиганты софтверной индустрии, Кремниевая долина, а у нас нет. Давайте создадим! И здесь мы плавно переходим ко второму аспекту – экономическому. В мировой практике создание ОС не благотворительность. Даже свободная ОС Linux создавалась при участии ряда крупных компаний: IBM, Intel и т.д., которые используют конечный продукт в своей коммерческой деятельности. В России проект намерены реализовывать на бюджетные деньги, и непонятно, на кого при этом будут ориентироваться разработчики и откуда эти разработчики вообще возьмутся при отсутствии крупного бизнеса в сфере информационных технологий. В Интернете государственную ОС уже прозвали «РОСПИЛ» – российская операционная система полностью имитирующая Linux, потому что среди профессионалов существует четкое понимание – будет взят какой-нибудь Linux, возможно французский Mandriva, недавно купленный Ростехнологиями, будут внесены незначительные изменения и результат будет выдан как отечественная ОС. Настораживает также тот факт, что создание национальной программной платформы – очередной этап федеральной целевой программы «Информационное общество». Эксперименты с СПО начались в 2007 году с внедрения свободного ПО в российских школах. Результат этой работы, на мой взгляд, печален: из федерального бюджета на программу были выделены большие деньги. А школы Томской области как работали на Windows, так и продолжают. Дело тут не только в том, что процесс был плохо организован, не доведен до конца. 80% обучающих программ написаны под Windows, и адаптировать их никто не собирается.

Говорят о том, что переход на свою ОС необходим в целях государственной безопасности, потому что код Windows закрытый, туда могут быть встроены вредоносные или шпионские механизмы. Но даже с переходом на собственную ОС мы не обезопасим себя полностью, все равно останемся зависимы от импортированного «железа». Кроме того, как можно говорить об отечественной ОС, если большинство разработчиков находятся за рубежом и зачастую работают на иностранные компании, получается, меняем шило на мыло.

Считаю, государству нужнее и важнее в текущей ситуации не базовая ОС, а полноценная программная платформа – набор стандартов и прикладного ПО, которые будут использоваться в работе государственных служб и образовании. На это следовало бы пустить финансовые потоки и сконцентрировать усилия разработчиков. Хорошей базой для этого было бы использование одного из популярных дистрибутивов Linux, однако гнаться за «самобытностью» не стоит. Давайте сначала научимся ходить, а потом уже будем думать о марафонских забегах.

Решения не для внутреннего – для мирового рынка

Юрий Ехлаков, проректор по информатизации и управлению ТУСУР:

– Если говорить о плюсах проекта, то это новые рабочие места в IT-индустрии. Если о минусах, то мы опять догоняем. Может ли копия быть лучше оригинала? Весьма сомнительно. Кроме того, важно понимать, что мало просто создать операционную систему – ее необходимо постоянно поддерживать. А значит, проект будет требовать постоянного вложения бюджетных средств. Национальная ОС – продукт для внутреннего рынка, конкурировать с зарубежными системами, с Miсrosoft она не сможет. Нужна ли нашему бюджету такая нагрузка? Этот проект возможен только в рамках реализации некой национальной идеи.

Сегодня на рынке есть много прикладного софта, написанного под Windows, будет ли он работать под новой операционной системой? Если параллельно с созданием национальной ОС мы не разовьем индустрию написания прикладных программ, то обречем себя постоянно подстраивать свою систему под те приложения Miсrosoft, которые будут появляться на рынке.

Одной из целей проекта идеологи обозначают как раз развитие отечественной индустрии программирования. Но, на мой взгляд, для этого нужно развивать не дотационный внутренний проект, а предлагать решения для мирового рынка, которые принципиально отличаются от того, что на нем сегодня существует. Какие? Сложный вопрос. В России есть хорошие разработки по развитию искусственного интеллекта, большие заделы по созданию мультимедийных продуктов в области видеоконференций. Нам проще двигаться в прикладных аспектах.

Баталии вчерашнего дня

Сергей Комков, заместитель директора по развитию института прикладной информатики ТГПУ:

– Если вспомнить, что операционная система – это всего лишь код, программа, которая заставляет компьютер работать так, как это удобно пользователю, проблема выглядит надуманной. Примерно как нужен ли Америке свой WinRAR или Бразилии свой Doctor Web. У создания своей собственной операционной системы есть две возможные мотивации. Первая основана на мнении, что каждой сверхдержаве, коих на сегодняшний день, кажется, два десятка, нужно все свое. Windows, *nix, Kerio Firewall, Kaspersky и так далее. В случае если державы-союзницы, то у них все это общее. Ну а если есть проблемы во внешней политике, то непременно необходим свой продукт.

Вторая мотивация выглядит более разумной. Своя операционная система необходима нам исходя из языка, привычек и особенностей мышления.

Плюсы Linux и свободного ПО в целом прежде всего в том, что его не навязывают пользователю как изначальную данность (в отличие от Windows). В принципе, любой пользователь может изменять свободный код в целях личного удобства. Особенно важно, если это понимают дети. Тогда родитель и учитель информатики будут не проводниками рекламы производителей ПО, а открывателями всех граней софтверного мира.

Впрочем, в последнее время поле битвы на мировом рынке программного обеспечения перемещается в сферу планшетов и коммуникаторов, которые опять же навязывают пользователю как окончательную данность. То бишь время переформулировать вопрос – нужен ли России свой Android (операционная система для мобильных телефонов и смартбуков) или, скажем, iPad – интернет-планшет, выпускаемый компанией Apple.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 11 =