Амур здесь больше не живет

Кандинское озеро: спасли или убили?

 

Чаша Кандинского водохранилища, еще две недели назад заполненная 8,5 млн тонн воды, в которой плескалась рыба, сейчас производит удручающее впечатление: месяц назад открыли шлюзы, и вода из искусственного водоема через речку Ум ушла в Томь. Экологи говорят: спуск воды – это вынужденная мера, оперативное решение пришлось принимать после студеной зимы, а затем и паводка, пагубно сказавшихся на конструкции, отвечающей за сброс воды на Кандинском водохранилище. Специалисты уверяют: деньги есть, работы по реконструкции гидротехнического сооружения ведутся и будут завершены до конца декабря. Пессимисты сомневаются: говорят, водоем-то заполнят, но вряд ли выживет рыба, которую три года назад целенаправленно запустили в Кандинское. Тогда на деньги заядлого рыбака, директора Межениновской птицефабрики Федора Халецкого озеро почистили и заселили толстолобиком и белым амуром. Халецкий вложил в зарыбление 200 тыс. рублей.

Скорая помощь для плотины

– Риск потерять водохранилище появился еще весной, когда большая вода едва ли не снесла плотину, так как механизм, отвечающий за водосброс, пришел в негодность, – поясняет глава «Облкомприроды» Сергей Воробьев. – В результате суровой зимы произошло пучение грунтов, и весной, когда началось таяние, вода стала сочиться где только можно. Меры пришлось принимать экстренные – круглосуточно строили обводной канал, причем денег на эти цели не было, и большую часть финансовой нагрузки на тот момент взяли на себя частные инвесторы.

На отведение воды ушло более 750 тыс. рублей. Из них компании «Сибстройтехника», строившей обводной канал, компенсировали лишь 475 тыс. рублей. Из них 200 тыс. отдал лично предприниматель Халецкий. Говорят, расставался с этой суммой Халецкий непросто. Возможно, потому, что Федор Николаевич прекрасно понимал: его общие траты в размере почти полумиллиона рублей не достигли конечной цели – зарыбление оказалось напрасным, ведь озеро в перспективе предстоит заселять заново.

Амур ушел в Томь?

– Рыба, рыба… – видимо, устав объясняться и не желая рассказывать, где сконцентрированы рыбные ресурсы, разводит руками ихтиолог Виктор Дроздов. – Здесь она! Специалисты ситуацию отслеживают: мы проводим контрольный лов, представители НИИББ замеряют уровень кислорода: пока он даже выше нормы (11 мг на литр воды, мор рыбы начинается, если кислорода 2 мг). Спасать рыбу нужно, но только от рыбаков – мы гоняем, рыбная инспекция уже круглосуточно дежурит, и все равно снимаем и снимаем сети.

Видимо, по этой причине Дроздов так и не сказал, какова концентрация рыбы в остатках Кандинского, но общую картину по ихтиофауне представил:

– Она бедна: щука, верховка, карась, окунь. А вот белый амур и толстолобик, сколько замеров ни делали, ни разу нам не попались. Может, благородная рыба ушла в результате слива воды в речушку Ум, а дальше в Томь, а может, до этого момента ее уже выловили…

Кандинское водохранилище производит сегодня жуткое впечатление – огромное безжизненное пространство: потрескавшийся грунт природной чаши, тысячи мертвых улиток и… деревья, которые то там, то здесь торчат со дна пустующего водоема. Старожилы рассказывают: деревья в озере – результат преждевременного его заполнения водой. Оказывается, в 1980-е, когда пришло время сдачи водоема, подрядчики не успевали, но торжественный день приближался, а первый секретарь обкома партии Егор Лигачев обещал лично присутствовать при открытии объекта. В общем, чашу заполнили водой, так и не вырубив деревья, а потом, как водится, уже было недосуг

 

Со стороны шлюзов в водохранилище специально для сохранения ихтио­фауны оставлена 4-метровая глубина. Как заверяют специалисты, рыбе здесь вполне комфортно, и она благополучно доживет до весны, когда Кандинское вновь заполнится водой. К тому времени уже будет работать новая установка, отвечающая за сброс воды. Монтаж гидротехнического сооружения, возведение дамбы должны завершиться еще до конца декабря, на эти цели из федерального бюджета выделено 27 млн рублей.

 

– Конечно, видел опустевшее озеро, больше не поеду – не хочу бередить раны, – переживает Федор Халецкий. – Хочется верить, что работы завершатся в срок, и тогда весной можно будет начать все сначала. Мои планы в силе: опять зарыбление, благоустройство территории, строительство на берегах базы отдыха. Уже третий год занимаемся документацией: сначала водоем передали с федерального баланса на областной, теперь заканчиваем процедуру оформления Кандинского в аренду. Так что весной, с новыми силами…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + четыре =