Ловушечки расставлены

Потребители тепла и эксперты «ТН» о том, кто тормозит программу энергосбережения

 

– Водомер сломался в самом начале новогодних каникул. Потом сервисная компания «Тепломер» пару недель ждала заказанную деталь. Так за этот несчастный месяц нам насчитали сумму, почти вчетверо превышающую обычное наше потребление, – жалуется Елена Фогель, администратор небольшого автокомплекса. – В феврале я написала об этом на сайт президента Медведева, потом и Путину. Получила ответ от модераторов: ваше письмо просмотрено. Пока все. А вот задвижка неподалеку течет уже много месяцев, и никого это не беспокоит. Потому что за все потери платим мы, потребители!

 

10 ноября в Управлении ФАС по ТО должно было рассматриваться дело в отношении ТГК-11 по заявлению гаражного строительного кооператива «Энергетик-84». ГСК просил УФАС проверить действия ТГК-11, необоснованно, по его мнению, завысившей количество отпущенного «Энергетику» тепла в период, когда не работал счетчик, на соответствие антимонопольному законодательству РФ.

Однако ТГК-11 подала иск в арбитражный суд о взыскании с кооператива начисленной суммы, и антимонопольщики дело тотчас приостановили.

– Мы вынуждены приостановить рассмотрение дела до той поры, пока решение суда не вступит в силу, – пояснил «ТН» Игорь Бутенко, заместитель руководителя УФАС. – Хотя надежда на то, что суд что-то решит в пользу потребителей тепла, у нас очень призрачная – ведь все эти неудобные условия и невыгодные потребителю методики расчета, от которых массово страдает бизнес, внесены в подписанные предпринимателями договоры с поставщиком тепла.

Процентов 70 дел, которые рассматриваются УФАС по статье «злоупотребление доминирующим положением», по словам Игоря Бутенко, касаются энергетиков. И из них едва не половина приходится на ТГК-11. Но победных для потребителей историй, увы, единицы…

Все это не только ярко показывает монопольное давление энергетиков, но и ставит под сомнение широко рекламируемые программы энергосбережения.

 

Законы физики не работают

2 марта во время проверки обнаружилось, что у ГСК «вылетел» счетчик, и его стали считать «не принятым для коммерческого расчета» с даты предыдущей инспекции – 5 февраля. С этого дня и до 5 марта (повторного принятия счетчика) энергетики начислили кооперативу оплату почти за 61 гигакалорию. Региональный центр управления энергосбережением провел свою экспертизу и представил в УФАС расчет, доказывающий, что «Энергетик-84» в феврале никак не мог потребить более 19 гигакалорий.

Физика – наука точная. Но в нашей действительности ее законы работают не всегда.

А ситуация, в которую попал ГСК «Энергетик», увы, очень распространенная.

Коэффициент небаланса растет

– Когда сломался счетчик, нам тепло посчитали по объему – по сложной формуле, где учитываются не только температура воздуха, параметры предприятия, трубы и теплоносителя, но и так называемый коэффициент небаланса, – рассказывает Елена Фогель, администратор небольшого автокомплекса.

Высчитывается коэффициент довольно просто: от исходного показания на источнике тепла отнимаются показания счетчиков всех потребителей. Дельту между договорной нагрузкой и реальной разницей разбрасывают на тех, кому не повезло – сломался счетчик. То есть в небаланс закладываются все ненормативные потери – потребители-самовольщики; перерасход тех, кто платит по нормативу; текущие сети; наконец, все наши проталины с травкой в морозные зимы.

Но то, что этот коэффициент вдруг оказался по-настоящему разорителен, стало полной неожиданностью для малого предприятия.

– В первые годы работы, в начале 2000-х, мы приборы учета не использовали, да и позже, когда их установили, не раз случалось переходить с оплаты по счетчику на объем – платили же почти одинаково, – говорит Елена и поясняет: – Потому что тогда коэффициент небаланса (это цифра, на которую умножат реальное потребление при расчете по объему) был 1 или чуть больше. А сейчас оказался более 3! Вот и получилось: вместо 12–15 тыс. за месяц пришлось платить 50. Прибор учета мы снова сдали в эксплуатацию 6 февраля. Так вот, с 1-го до 6-го числа по объему нам насчитали ровно ту же сумму, что вышла с 7-го по 28-е по счетчику.

Почему коэффициент небаланса так вырос за последние годы?

– Приборов учета стало заметно больше, а потребителей без счетчиков, соответственно, меньше, – поясняют в антимонопольной службе. – Коэффициент небаланса уже достиг 4, и с каждым месяцем и годом ситуация будет все больше обостряться.

И это партнерство?

– Когда прибор учета выходит из строя, действует правило: если потребитель в течение суток не заявил об этом, счетчик бракуют не с даты поломки, а с последнего визита инспектора, который приходит раз в два месяца, – рассказывают в автосервисе. – Мы этого правила не знали. Нам про него не сказали ни когда мы заключали договор, ни во время посещений инспектора, а в самом договоре это не написано даже мелкими буквами. Это прописано в «Порядке….» у энергетиков. Нам сказали: незнание закона не освобождает от ответственности…

Более всего предпринимателей возмущает то, что дату поломки считают задним числом несмотря на то, что энергетикам доподлинно известно, с какого момента перестал работать счетчик.

– Сейчас же вся информация поступает на компьютер энергопоставщика: есть распечатка, по которой видно, до какого дня наш прибор исправно работал, но в ТГК-11 предпочитают на это не обращать внимания – все заточено под то, чтобы устроить ловушку, – возмущаются предприниматели. – В предлагаемых договорах заложены драконовские и крайне невыгодные нам условия. Все для энергетиков, а не для потребителей. Это партнерские отношения?!

Слетела со счетчика пломба – потребитель наказывается платой по объему. Опоздал привезти в энергокомпанию показания счетчика на бумаге, заверенной печатью, – то же самое. Хотя и в том и в другом случае по своему компьютеру энергетики в реальном времени видят, что никакого перерасхода и никакой кражи тепла не произошло.

Обходить ловушечки

– Да, ловушечки расставлены. Но ведь и потребители с готовностью лезут в эти ловушечки, – комментирует типичную ситуацию Игорь Бутенко. – Очень распространена ошибка, когда за счетчиками не следят: сняв показания, в следующий раз подходят к нему лишь через месяц. Или такое: сообщили о поломке по телефону кому-то, даже должности не спросив, и успокоились. А надо – письменно и под роспись. Нередко мы прекращаем дела в отношении энергетиков не потому, что нарушения нет. Видно, что есть, просто потребителей перехитрили или они сами прошляпили…

Пресловутый приказ Госстроя № 105, утвердивший злосчастную методику расчета с коэффициентом небаланса, Минюстом не зарегистрирован, говорит Игорь Бутенко. Значит, как нормативный акт его применять нельзя. Но его «легализует» незаметный пункт в договоре с потребителем – в случае отказа счетчика расчет по такой-то методике.

– Подписали договор, значит, согласились, – объясняет Бутенко. – Мы воюем с коэффициентом небаланса не первый год, но дела в судах идут очень тяжело: методика совершенно варварская, но другой-то нет. А для энергетиков она очень хороша, и они будут стоять за нее насмерть. Судиться и спорить с поставщиками энергии нужно не тогда, когда гром грянет, а гораздо раньше – на этапе заключения и перезаключения договоров. Кстати, успешные прецеденты на этот счет есть не только в других регионах, но и в Томске.

Робкие ожидания

Коэффициент небаланса – лишь одна из кричащих проблем малого и среднего бизнеса в их взаимоотношениях с энергетиками.

Так, согласно типовому допсоглашению к договору потребитель не сможет сэкономить благодаря небывало теплой осени или ранней весне: даже если запустит тепло на месяц позже, заплатит за него как за отапливаемый. Ведь для сокращения отопительного сезона надо предупредить об этом поставщика чуть ли не за год. Более того, потребитель не имеет права даже частично прикрыть задвижку и ограничить проход теплоносителя: хочешь брать тепла меньше – представь и защити перед энергетиками программу энергосбережения, в соответствии с которой договорную нагрузку и скорректируют. Про альтернативные источники тепла (например, котел, сжигающий в ноль отработанное масло, которого немало на любом автокомплексе) малые предприятия даже речь заводить боятся…

На что надеяться такому потребителю?

На этот вопрос эксперты отвечают крайне осторожно, но источник возможного потребительского счастья называют один – закон об энергосбережении. Хотя в существующих документах (261-ФЗ и Программе) нет прямых указаний на то, что логику взаимоотношений поставщика энергии и покупателя готовы перевернуть с головы на ноги, некие ожидания есть.

– Это касается балансового метода: энергетикам предписано в ближайшие годы перейти с него на метод «норматив плюс». А Федеральный закон № 261 ввел особые требования для производителей энергии: все, кто претендует на установление тарифа, должны иметь самостоятельные программы энергосбережения, – сказала Ирина Черданцева, заместитель начальника департамента экономики обладминистрации. – Все их инвестпрограммы будут содержать энергосберегающие мероприятия и энергоэффективность.

– Думаю, под этот закон начнут корректировать и все связанные с энергопотреблением нормативные акты, – считает Игорь Бутенко.

 

Мнение эксперта

«Энергетика является тормозом энергосбережения»

Валерий Литвак, ведущий научный сотрудник регионального учебно-научно-технологического центра ресурсосбережения:

– Реформирование электроэнергетики привело к тому, что сегодня нет ответственного ни в Федерации, ни в регионах. Каждая компания действует в рамках своих финансовых регламентов, утвержденных энергетическими комиссиями. Сегодня Минэнерго утверждает нормативы потерь электроэнергии до 20%, тепла – до 40%. И все эти потери – в тарифах, за них платит потребитель. Для Томской распределительной компании, одной из лучших в сибирском МРСК, утвержден норматив потерь электроэнергии в сетях на уровне 13%. Я как энергетик утверждаю: если сеть правильно спроектирована и грамотно эксплуатируется, годовые потери в сети не могут быть больше 5%!

Сегодня энергетика является тормозом энергосбережения. Чем больше произведено и продано – тем больше доход и прибыль. Любые разговоры с энергетиками на этот счет заканчиваются одинаково. Куда идет разница между техническими и технологическими потерями? Если на мероприятия по снижению потерь – двумя руками проголосую за такие тарифы. Но мы с вами не можем контролировать, куда они идут… Этот вопрос можно и нужно решать в рамках национальной программы энергосбережения.

 

слово автора

Инесса Юшковская, корреспондент «ТН»:

– «Сегодня энергетика является тормозом энергосбережения», – говорит эксперт. Но при этом в областной программе по энергосбережению акцент сделан почему-то на воспитание потребителей, а вот про воспитание монопольного продавца, увы, ничего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =