Испытание чувств

Перевод птиц на зимние квартиры вызвал маленькую лебединую драму 

На Игуменском озере, расположенном в одноименном парке в центре Томска, этим летом нашли пристанище не только стаи уток, но и пара лебедей. Полюбоваться плавающими пернатыми приходили и взрослые, и дети. Красивые птицы спокойно воспринимали повышенное внимание людей к своим персонам, близко подплывали, брали с рук еду. Но зеркальная гладь воды стала постепенно покрываться льдом, сокращая жизненное пространство лебединой пары. Настало время переводить любимцев публики на зимнее содержание.

Кеша + Женя = верность

– С переводом уток в зимние вольеры у нас не возникло никаких проблем, – рассказывает биолог Наталья Лисина, представляющая общественную организацию «Центр биоразнообразия». – А вот лебеди заставили нас поволноваться.

Дело, по словам Натальи Геннадьевны, происходило так. Самочку по кличке Женя удалось с первой попытки переместить в огороженный загон, совмещенный с вольерой. А самец Кеша, то ли не поняв добрых намерений людей, то ли чего-то испугавшись, ушел по воде к центру озера. Хрупкий лед не позволил людям приблизиться к птице. Пара оказалась разлученной. И начала страдать. Весь вечер и всю ночь в окрестностях парка раздавались душераздирающие лебединые крики: он звал ее, она – его. Прохожие сочувствовали, но ничем не могли помочь. Переживали и организаторы переселения – все-таки ответственность за здоровье пернатых была колоссальная. На следующий день драматическую коллизию разрешил любитель-орнитолог Виктор Валентинович. Он принес бредень, с помощью которого Кешу аккуратно сняли с воды и направили к открытым воротам загона, где его ждала взволнованная Женя. Оказавшись рядом друг с другом, птицы мгновенно успокоились.

– Несмотря на перенесенный стресс, – говорит Наталья Лисина, – наши подопечные чувствуют себя хорошо. А мы на наглядном примере убедились, что не зря говорят о лебединой верности. Лебеди ведь если создают пары, то на всю жизнь.

Райское наслаждение

Дружную парочку мы находим в изумительно красивом месте – оранжерее областного центра дополнительного образования детей, что расположен в том же Игуменском парке на ул. Карташова. Олеандры, финиковые пальмы, агавы, мирты, другие субтропические и тропические представители мировой флоры, бассейн с журчащей водичкой и экзотическими обитателями – все это вызывает аналогию с рекламным клипом о райском наслаждении. В этом раю и предстоит перезимовать Кеше с Женей. Их вольера имеет выход на территорию парка, где по утрам они умываются снегом, чистят перышки, машут крыльями. В соседней вольере обитает пара их сородичей, привезенных сюда с Белого озера. Рядом в просторной клетке крякают утки. В унисон хору водоплавающих пернатых звучат кудахтанье декоративной курочки и звонкое кукареканье красавца-петуха. Вся эта живность радовала томичей летом. Но и зимой на них можно полюбоваться: двери оранжереи открыты для экскурсий.

 

Читаем сопроводительные карточки лебединой пары. В графе «отец» находим запись: «от населения». Это означает, что птицы были пойманы в разных районах области, переданы в Северский природный парк, оттуда выкуплены ООО «Газпром трансгаз Томск» и переданы в дар городу. «Особые отметки» – перелом крылышка, сквозные отверстия на ластах – объясняют, почему лебеди не улетают на юг. Они бы, наверное, и хотели вслед за сородичами махнуть в теплые края (как это сделали, например, родившиеся и выросшие на Игуменском озере утята), но не могут. Присмотр и забота людей для них – спасение

Олеандры, финиковые пальмы, другие субтропические и тропические представители мировой флоры, бассейн с журчащей водичкой и экзотическими обитателями – все это можно увидеть в оранжерее, расположенной в Игуменском парке

 

Игуменское озеро – единственный сохранившийся в Томске омут речки Игуменки, протекавшей некогда по центру города. Его возраст оценивается в 500–800 лет, а водная поверхность составляет 1000–1200 кв. м. Игуменский парк признан особо охраняемой природной зоной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =