Зеркало заднего вида

Егор Лигачев в истории и современности

Многие издания, как томские, так и федеральные, отметили 90-летие Егора Кузьмича Лигачева (29 ноября) обширными публикациями.

И это закономерно. С 1965 по 1983 год – первый секретарь Томского обкома КПСС. Действительно, за это время область из «слабой, как говорили, неперспективной» (из книги Лигачева конца 1990-х) выбралась если не в передовые, то в относительно благополучные (нефть, «Томскнефтехим», вузы, научный центр СО РАМН, водозабор, аэропорт, коммунальный мост, птицефабрика, тепличный комбинат и т.д.). А также накопила серьезный потенциал для попытки дальнейшего развития, что и отмечает в поздравлении юбиляру губернатор Виктор Кресс.

Действительно, Егор Кузьмич – фигура общесоюзного масштаба в период перестройки: способствовал приходу и Горбачева, и Ельцина, одно время – второй человек в КПСС. И консерватизм его в то время, как отмечают многие наблюдатели, излишне преувеличен и утрирован.

В общем, фигура, которая, как и вся давно ушедшая эпоха позднего социализма, по-прежнему у очень и очень многих вызывает ностальгию отчасти заслуженно, отчасти в силу присущей человеку особенности мифологизировать прошлое.

Но (это совершенно не в укор юбиляру – что ему ваш автор?) смею напомнить читателям и коллегам, что, во-первых, в это время во многих областях много чего построили (макроэкономическая ситуация такова), а главное – в это время произошла общественно-экономическая стагнация системы. Как говорят исследователи, с середины 1970-х, когда стали проявляться заметные симптомы болезни и ситуация требовала радикального обновления всех сторон жизни общества, все более отдаляющаяся от граждан номенклатурная элита оказалась не в состоянии обеспечить выполнение задачи.

Конечно, Егор Кузьмич до сих пор остается убежденным коммунистом: уверен, что советское народное хозяйство возможно было модернизировать в рамках существовавшей системы, а погубили перестройку и СССР «перерожденцы».

Однако что-то этих «перерожденцев» оказалось слишком много. Неслучайно же в 1991-м подавляющая часть партчиновников высшего и тем более среднего звена заявила о своем разрыве с марксизмом-ленинизмом, а 90% коммунистов вышли из КПСС. То есть за предшествующее 20-летие произошло качественное изменение нового поколения партноменклатуры и особенно комсомольских функционеров – при всей социалистической риторике они повсеместно, по сути, приняли квазибуржуазные мораль и ценности.

Словом, как показала история, система оказалась бессильной против «перерожденцев» и в своих рамках не способной к модернизации. И развалилась. Никакие правильно и неверно построенные индустриальные и инфраструктурные объекты не устояли перед архаичностью общественно-государственных институтов.

Личная политическая драма Егора Кузьмича.

Жизненная драма десятков миллионов граждан.

Величайшая геополитическая катастрофа XX века, по оценке второго президента России.

И все эти годы, начиная с 1965-го, несмотря на их отдаленность, серьезно перекликаются с современной злобой дня.

Так, на прошлой неделе, в преддверии Послания Федеральному cобранию, президент Дмитрий Медведев выступил с заявлением, в котором сказал, что с определенного периода в российской политической жизни стали появляться «симптомы застоя», возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации:

– Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе, она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто бронзовеет и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения…

И политологи с новой силой спорят: способна ли система к модернизации – не технологической, а институциональной, без которой первая и невозможна.

…Любое сравнение хромает, но не удержусь. Система «избрания» Егора Лигачева в 1965-м первым секретарем Томского обкома КПСС вполне напоминает сегодняшнюю схему «избрания» губернаторов. Две составляющие, во всяком случае, одинаковы. Во-первых, человек обладает политически правильной биографией и показал себя в провинции эффективным управленцем. Во-вторых, затем получил опыт работы в столице на ответственном посту, то есть существенно поднял свои лоббистские возможности. В общем, будь Лигачеву сегодня 45, он был бы востребован.

Больше того: возможно, я сейчас тоже склонен мифологизировать прошлое, но такое ощущение, что Егор Кузьмич во многом дал бы фору немалому числу нынешних назначенцев-губернаторов – своим драйвом, креативностью, изобретательностью, не боязнью спорить и принимать решения, азартом; всеми этими качествами, которые так подчеркивают знающие его люди.

Вот такая панорама в зеркале заднего вида. А впереди – дорожная лента, повороты…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 5 =