Бензиновый прорыв

Какого эффекта ждем от 62 млрд рублей инвестиций и метода приближения?

На прошлой неделе в обладминистрации прошла официальная презентация весьма интригующего своими масштабами и сулящего региону немалые выгоды инвестиционного проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода-миллионника вблизи Томска. С апреля, когда об этом проекте впервые услышали томичи («ТН» № 316, 29.04.2010 г.), до дня презентации в его очертаниях многое поменялось.

Если предварительно рассматривалась перспектива строительства завода мощностью 1,5 млн тонн перерабатываемого сырья с производством полного цикла неподалеку от Семилужков, то теперь принят более амбициозный проект. Это будет самый современный трехмиллионник, выпускающий более 300 тыс. тонн прямогонного бензина (сырья для одного из производств «Томскнефтехима»), 400–600 тыс. тонн высокооктанового бензина, а главное – качественного дизельного топлива: на первом этапе обычного и чуть более 600 тыс. тонн, но уже с 2015 года – более 1,68 млн тонн стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Поменялось и место дислокации завода: под строительство ООО «ЗапСиб НПЗ» уже приобрело у города более чем за 111 млн рублей участок в 100 га поблизости от «Томскнефтехима». И если на первых порах шла речь о невиданных для Томска капвложениях (более 30 млрд рублей), то сегодня сумма инвестпроекта и вовсе потрясает: 62 млрд 872 млн – причем в основном это собственные средства инвестора плюс гарантированные инвестиции отечественных частных инвесторов и банков! Заявка на старт, что и говорить, многообещающая.

Еще одна вызывающая уважение особенность проекта – скорость его реализации: пусконаладочные работы первой очереди (1,5 млн тонн по сырью) назначены на четвертый квартал 2012 года, в первом квартале 2013-го ожидают получить продукцию (прямогонный бензин, обычное дизтопливо, мазут и вакуумный газойль). Более качественная продукция (высокооктановый бензин и дизтопливо, сжиженный газ и дорожный битум) пойдет согласно плану в конце 2013-го – начале 2014 года.

– Многие процессы мы начинаем одновременно и ведем параллельно, что даст возможность реализовать проект за 6 лет, – говорит генеральный директор Западно-Сибирского нефтеперерабатывающего завода Анатолий Луньков. – Мы будем строить сразу все установки. Первый комплекс даст продукцию в 2013 году, а когда будет изготовлено сложное оборудование по облагораживанию продуктов нефтепереработки, перейдем на глубокую переработку и топливо по стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Выход на полную мощность ожидается в 2015-м или даже раньше, если оперативно сработают поставщики.

По словам Анатолия Лунькова, в настоящее время параллельно ведется проектирование, готовится бизнес-план, рабочая документация, заказывается спецификация и сразу же – оборудование.

– Мы уже занимаемся согласованием с «Транснефтью» врезки в трубу. Думаю, в первом квартале будущего года сформируем пул строителей, поставщиков и лицензиатов оборудования. Мы называем этот метод строительства методом приближения…

Анатолий Луньков, генеральный директор ЗапСиб НПЗ:– Мы уверены в успехе реализации проекта. В России не хватает НПЗ высокого класса. Больших предприятий около 25, но они построены были давно. А наше будет оснащено по последнему слову науки и техники. Можно сказать определенно: другого такого предприятия, как то, которое скоро появится в Томске, в стране еще нет.

СКАЗАНО

Такой завод нужен был вчера

Виктор Кресс, губернатор Томской области:

– Этому проекту нужно на всех уровнях включать зеленый свет, потому что он выгоден прежде всего нашему региону со всех точек зрения. Мы выглядим не так уж бледно с точки зрения нефтедобычи. Но в финансовом плане недополучаем приличные деньги как раз из-за того, что перерабатываем у себя крохи. Вся прибыль идет в другие регионы. Такой завод нужен был вчера. Совершенно на другой стадии развития находился бы нефтехимический комбинат, если бы с самого начала был вдоволь обеспечен сырьем. Желание выйти на лидерские позиции по глубине переработки в целом совпадает с томским трендом на инновационное развитие. Именно такие надо ставить перед собой цели – амбициозные! И достигать их.

 

К чему нас приблизит ЗапСиб НПЗ

Для народа

За счет ликвидации «транспортного плеча» вероятно снижение цен на нефтепродукты. Генеральным проектировщиком ЗапСиб НПЗ стала томская компания НПП ТЭК. Новый импульс развития появится и у строителей: на расчистке площадки уже сегодня трудятся местные подрядные организации.

– При формировании тысячного коллектива НПЗ мы постараемся опираться на местные кадры, отдавая предпочтение томичам, – заявил гендиректор ООО «ЗапСиб НПЗ». – С НИ ТПУ достигнуто соглашение: вуз берется готовить специалистов, которых раньше не выпускал, подготовку вести будем вместе, формируя современные программы обучения. Самые способные пройдут стажировку на лучших заводах России и в других странах. Это будут опять же томичи, которым незачем покидать эту землю, ведь у них здесь будет интересная высокооплачиваемая работа.

Средняя зарплата на ЗапСиб НПЗ по расчетам составит 45 тыс. рублей в месяц.

 Для «Томскнефтехима»

Одна из задач, которую берется решить новый НПЗ, – обеспечение сырьем пиролизных операций «Томскнефтехима». Завод может полностью закрыть потребности этого предприятия в прямогонном бензине, который сейчас завозится из Сургута и европейской части страны тысячами вагонов в год. Обеспечение комбината местным сырьем откроет перед ним новые перспективы, и не только по увеличению выпуска пластмасс, это может поставить вопрос о пуске завода бензола, который был практически достроен, но заморожен…

Крайне заинтересованный в таком соседстве и партнерстве «Томскнефтехим» готов оказать поддержку строящемуся НПЗ в совместном использовании объектов общезаводского хозяйства, железнодорожного узла, некоторых энергоресурсов.

– Очень важный технологический вопрос – водородосодержащий газ, который на «Нефтехиме» используется просто как топливный, а для НПЗ – очень важный компонент для получения моторных топлив высокого качества, – сообщил Алексей Постоев, заместитель генерального директора ООО «ЗапСиб НПЗ» по организации и развитию производства.

Для нефтяников

Формирование сырьевой базы в 3–4 млн тонн нефти для нового завода – серьезная задача для недропользователей.

– За короткий срок нам надо создать пул местных поставщиков сырой нефти, сформировать необходимую сырьевую базу не позднее 2015 года, – подчеркнул заместитель губернатора по недропользованию и топливно-энергетическому комплексу Владимир Емешев. – У крупных недропользователей есть своя переработка, так что вся надежда на малых… Это будет выгодно и добычникам, и НПЗ. Не хотелось бы, чтобы завод покупал нефть в Сургуте и там же оставлял прибыль.

Для бюджета

Ожидаемые налоговые отчисления НПЗ в 2013 году – 2,994 млрд рублей, в 2014-м – более 5,5 млрд, в 2015-м – 8,437 млрд. Из них почти половина пойдет в региональный бюджет, еще 11–15 млн рублей земельного налога – в местный. ЗапСиб НПЗ станет одним из градообразующих предприятий Томска, формирующих региональный и муниципальный бюджеты.

Для природы

Из 228 небольших российских нефтеперерабатывающих предприятий недавнюю проверку Ростехнадзора по разным причинам (технологические и экологические нарушения, качество продукции) не прошли 80.

– Мы готовы решать экологические вопросы, работать над минимизацией воздействия производства на окружающую среду, – говорит гендиректор ЗапСиб НПЗ Анатолий Луньков. – Здесь будут современные очистные установки, соответствующие самым строгим мировым стандартам.

Но главное – на заводе будет выпускаться соответствующее евростандартам топливо: дизельное и бензины «Евро-4» и «Евро-5», значит, нагрузка на окружающую среду от выхлопов (главной экологической угрозы) заметно снизится. Именно все увеличивающиеся объемы перево­зок грузовиками, рост парка легкового автотранспорта требуют использования более качественного бензина. Чем глубже переработка нефти на НПЗ, тем легче природе…

Для США и некоторых стран Европы глубина переработки 95% – средний показатель. Признанный российский лидер Омский НПЗ в 2009 году достиг всего 87,8%.

Будущий томский ЗапСиб НПЗ претендует на большее:

– Сейчас речь идет о 90–95%, но, выйдя на проектную мощность, вполне реально переоборудовать установку висбрекинга в установку замедленного коксования и благодаря этому увеличить глубину переработки до 98%, – уверен заведующий кафедрой химической технологии топлива и химической кибернетики НИ ТПУ профессор Анатолий Кравцов. – В нашем регионе это будет первый завод, построенный на высоком современном уровне с глубиной переработки 95% и более (средний по России показатель – около 71,3%, а на ряде томских заводов он еще ниже).

Для региона

Значимые, но трудноисчис­- ляемые результаты: формиро­вание конкурентной среды, устранение зависимости от нефтепереработчиков других регионов.

Рынок моторных топлив Томской области сегодня выглядит жалко: 20% производит Стрежевской завод, еще 3% – остальные мини-НПЗ, то есть потребность в топливе местные производители (с учетом вывоза за границы региона) закрывают менее чем на 15%. Кроме того, прогнозируется рост спроса к 2020 году на 18–20%.

Современное региональное производство мощностью 3 млн тонн в год (с возможностью увеличения мощности до 4 млн тонн) полностью закроет потребности Томской и частично – Кемеровской и Новосибирской областей.

Новый НПЗ сможет выпускать, если потребуется, и реактивное топливо, и авиакеросины, пропанобута­новые фракции. Бытовой газ, который завозим сегодня из Ачинска и Тобольска, будет производиться тут же, под Томском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *