«Давайте на себя посмотрим»

Николай Николайчук о правилах ремонта городского хозяйства и итогах года

Передача функций «Горсвета» ООО «Горсети», состояние конкурсной документации по «Водоканалу», потребители и монополисты – в гостях у «ТН» мэр Томска Николай Николайчук.

Разный год

— Николай Алексеевич, разные эксперты дают разные оценки уходящему году, а каким он был с вашей точки зрения?

— Во-первых, кризис, конечно, во многом не преодолен: роста налогооблагаемой базы нет, и это говорит о том, что либо бизнес уходит в тень, либо стоит на месте. Но, и это во-вторых, мы ожидали худшего. А в-третьих, пока не совсем понятно, что принесет будущий год. Например, увеличение страховых выплат: нельзя не прислушаться к мнению руководителей предприятий, которые говорят, что им будет очень тяжело.

И такая чересполосица во многих сферах. 48 новых троллейбусов за год, то есть в муниципальном транспорте развитие. Но «маршрутники» остановились совсем: новые автобусы не покупают и – самое печальное – не пытаются какие-либо предложения делать, а на наши не реагируют: частный бизнес сжался и ждет: а что завтра будет? Отметили, насколько робким было предложение по увеличению тарифа? К нам, кстати, никакие документы еще не поступили.

Водный паспорт

— Одно из главных событий не только этого года, но и последующих лет – конкурс на аренду Водоканала. Какая-то реакция контролирующих органов на жалобу ООО «Водные системы» есть?

— Насколько знаю, жалоба уже не одна. И на примере других городов знаю, что это обычная практика. Все конкурсные документы мы с самого начала показали и прокуратуре, и УФАС, и УФСБ. Моя позиция: право каждого конкурсанта обращаться куда угодно, но все было проведено законно, и нет никаких оснований не подписывать контракт с победителем.

— Про то, какое давление пришлось выдержать губернатору и вам, не раз говорилось. А еще какие-то сложности были?

— Думаю, мало кто представляет, что нам стоило привести документы Водоканала в надлежащее состояние. Изначально техническую и другую документацию надо даже не нулем оценивать, а минусом. Легче на примере объяснить. У вас есть парк в 40 автобусов и вы хотите сдать его в аренду. Что именно сдается? Паспорт БТИ, технические документы на автобусы и на каждый документы о собственности. Так вот, на Водоканале были не паспорта «гаража» и «автобусов», а паспорта левой гайки правого колеса 15-го автобуса, задней ступицы 39-го автобуса. Это точное сравнение: где-то 2700 паспортов по собственности, технических – еще больше. И говорили, что нужно еще несколько тысяч… Я так понимаю: трубопровод, снабжающий, допустим, Каштак — один паспорт, показывающий всю систему. А было: на кусок трубы есть паспорт, на соседний – нет, на следующий кусочек – снова паспорт…

— Причина?

— Это была целая система. Выделяются деньги на инвентаризацию сетей, и осваиваются. И все довольны… В итоге мы сделали 36 паспортов. И заметьте: ни один участник конкурса не высказал претензий к конкурсной документации. Но чего это стоило! Когда составили график работ, специалисты сказали: два года надо. Сделали за 5 месяцев.

Световой луч

— Какой следующий участок в очереди на «паспортизацию»?

— Занялись «Горсветом». Я долго сопротивлялся, но теперь вижу: не рационально продолжать дальнейшую работу этого муниципального предприятия. Все функции «Горсвета» с 1 января передадим ООО «Горсети», где есть кадры, техника и успешная история аренды и обслуживания контактной сети ТТУ – по сути, восстановлены тяговые подстанции, новые линии строить начали (сейчас считаем возможность по Академгородоку). И люди довольны — и зарплата другая, и оборудование.

Так зачем бюджет содержит «Горсвет»? Еще одна надстройка – директор, механик, зам по производству и т.д. А приезжаю на предприятие, и слесаря говорят: «Может, хватит уже над нами издеваться? Передайте нас в «Горсети!».

— Монополиста создаете?

— Монополия – плохо. Но есть сферы, где она эффективнее – если управляема на основе четких документов. Имущество остается муниципальным, тарифы – под жестким контролем. А еще есть цифры. Мы тратим на «Горсвет» 54 млн. руб. в год, а директор обосновывает: нужно еще 23. Это без затрат на приобретение техники. Я спрашиваю руководителя «Горсетей» Владимира Резникова: за 54 берешься содержать? Ответ: «Да. Людей возьму, зарплату подниму. Но давайте так: заключим длинный контракт на 5 лет, что финансирование не сокращается. Тогда я возьму кредит и проведу программу энергосбережения». Так что я должен выбрать?

— Реформировать «Горсвет»?

— Не хочет он себя реформировать. Вчера разбирались с недвижимостью. База на Шевченко, база на Мостовой. Зачем столько? Гаражи на Пушкина – а это что? «А мы их когда-то строили». Отапливаемые гаражи. И ни от чего не хотят отказываться. Резникова спрашиваю: на Шевченко вся база нужна? Он: «Надо посмотреть, но, возможно, нет». Вот разница: не эффективны муниципальные предприятия.

И, кстати, «Водоканал» с приходом Кирилла Новожилова – исключение, которое подтверждает правило. Новожилов же пришел туда не на всегда, а на время как антикризисный менеджер и установил совершенно новую систему работы. Например, ввел финансовые лимиты всем подразделениям – главному инженеру, механику и так далее. То есть делегировал полномочия и, как следствие, ответственность. И всем пришлось перестроить свою работу — начали только нужное покупать, экономить. Отсюда и результат есть — и финансовый, и технический. Если раньше до 250 порывов в день было, то сейчас – 25. А несколько дней назад вообще рекорд – 8.

— Зачем такой хороший «Водоканал» французам отдавать?

— Сети же лучше не стали. За счет изменения идеологии управления достигнут только промежуточный результат. Теперь нужна системная работа с объемом инвестиций в несколько миллиардов. В бюджете таких денег нет, а кредиты муниципальному предприятию никто не даст – это позиция правительства.

Районный смотр

— Вы неоднократно заявляли, что делегируете полномочия и ответственность главам районов. Удалось?

— Да, но система выстраивается сложно. Я постоянно повторяю: у главы района три задачи. Первая –организация содержания жилого фонда. Выстроить работу с ТСЖ и УК, сократить число жалоб людей. Тяжело идет, но конкуренция между УК началась, и думаю, в каком-то времени будет результат.

Второе – внутриквартальные благоустройство. И мы впервые на это деньги дали: 112 млн. на 4 района – они столько сами посчитали. Сейчас начинаем спрашивать результаты. Советский район, к примеру, 8 млн. не использовал. Разберемся, почему. Кто-то на эти деньги начал вывозить мусорные свалки. Знаю, что если сейчас соглашусь с этим – завтра свалки вновь будут организованы.

— Население по-прежнему не воспринимает глав как ответственных.

— И это третья задача районов — работа с людьми. И за это начнем спрашивать: если в администрацию города приходят жалобы по компетенции районов, если зам. главы района по ЖКХ не может справиться – будут оргвыводы… Проблема еще в том, что сотрудники райадминистраций не чувствуют себя людьми одной команды: сплошь и рядом — мол, пусть в мэрии решают. Словом, система годами складывалось – сразу не переделать.

Структурный источник

— Яркий кадровый конфликт года. Почему раньше для вас Владимир Оккель был умелым хозяйственником, а потом вдруг утратил доверие?

— Не вдруг. Во-первых, весной прошлого года Оккель совсем не случайно перестал быть заместителем мэра. Во-вторых, я же исхожу не из разговоров, а из документов: начинают приходить акты проверок КРУ Минфина — по строительству на Клюева необоснованные затраты почти 200 млн. руб., по Балтийской – неподтвержденные затраты 500 млн. Это не говорит о том, что деньги украдены – бардак в документах. По Елизаровых — такая же история. Левобережка – еще интереснее. Кстати, арбитраж признал законными требования СМУ-33 и не удовлетворил иск департамента о возврате денег.

— Плюс «Водосток» как аффилированная структура…

— Аффилированная-не афилированая – не знаю. Но заинтересовался качеством работ по муниципальным контрактам и тем, что за небольшое время «Водосток» из маленького предприятия нарастил объемы почти до 1 млрд. рублей в год. Вообще, началось все с новой структуры администрации. Раньше департамент Оккеля сам строил, сам обслуживал, сам ремонтировал. Как только функции разделили, реальность стала выглядеть по другому. Год назад делался ремонт Красноармейской с гарантийным сроком три года. Этим летом Черноус как глава департамента городского хозяйства посмотрел и сказал: пусть восстанавливают за свой счет! Оккель – как так? И — первый конфликт.

А колодцы разрушенные? Начинаем разбираться: где плиты делают и почему нам рассказывают, что нужна неделя, чтобы они крепость набрали? А почему люки колодцев не с шарнирами и вообще такие, что их нельзя на проезжей части использовать? Все делает «Водосток», документации нет. Так же узнаем, что все можно – на ТДСК есть плита с двойным армированием, на «Сибмоторе» – люки.

В общем, документы от Оккеля я начал откладывать в сторону на проверку – а так работать нельзя же. Начал задавать вопросы Оккелю, ему не понравилось… Уволен Оккель по статье решение учредителя, и все его «политические» заявления мне не интересны.

Монопольный потребитель

— Многие помнят, что вы выходец из энергетики, и выдвигают претензии: мол, власть не хочет-не может ограничить монополистов – энергетиков.

— Давайте по порядку. По бюджетным учреждениям – везде счетчики тепла поставлены. На этот год мы ни на копейку не увеличили лимиты на комуслуги для всех своих учреждений. А рост тарифов – 15 процентов. То есть надо экономить. Каким образом? Ищите! Кто-то не смог – оценим. А кто-то смог. Главврач второй медсанчасти как электроэнергию экономит? Он сказал сестре-хозяйке: 10-я часть экономии – твоя премия, и…

— Она бегает по зданию и свет выключает?

— Ходит и смотрит, чтобы зря не горел. И уже получает доплату 10 тысяч в месяц. 90 тысяч экономии! А как за воду меньше стали платить?

— Главврач перекрыл вентиль на входе.

— Ваша ирония близка к хорошему решению: поставил регулятор на входе и снизил напор. Вода не хлещет, как это сплошь и рядом, утекая в канализацию, а струйкой бежит. Прокопович сказал: вдвое снизилось потребление! При этом все по-прежнему чистенько и уютно. Вообще, у нас же никто не занимается энергосбережением. Зубы чистите – водой из стакана лень сполоснуть? Все из-под струи? Бреются так же. Два ведра воды вместо трех стаканов.

Все говорят: пусть власть ограничит монополистов. Да, есть вопросы, и отношения у меня с энергетиками… в общем, я давно уже не их. Но я о чем говорю – давайте на себя посмотрим. Монополиста трудно заставить поставлять меньше, а вот себя легче организовать, чтобы покупать у монополиста меньше. А у нас все хотят меньше платить, но никто не хочет посмотреть объемы потребления. Вот предельный рост тарифов известен – 15 процентов, и это определенная стабильность. Давайте так же четко поставим задачу снизим потребление на 20 процентов. И примеры есть – и по ТСЖ, и по бизнесу.

Рабочий рейтинг

— С новым составом Думы какие отношения?

— Рабочие. Как и положено представительному органу власти, есть разные люди с разными интересами. В том числе есть такие, что пришли побузить – политически или по-личному. Понимаю и отношусь уважительно. В том числе и к желанию сделать мне «козу». Я отвечу. Но в целом Дума взвешенная.

— О рейтинге своем заботитесь?

— Давайте откровенно: когда начинают разговоры про рейтинги — это тема подготовки к выборам. На сегодня мне еще три года работать и, конечно, хотелось бы, чтобы все сложилось. Но я никогда не скрывал, что не вижу никакой трагедии, если через три года не буду баллотироваться. В общем, мы работаем, и я думаю, что результат будет – количество перейдет в качество. Но в любом случае я сам буду принимать решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =