Мегакластер с томской пропиской

Российскую «Медицину будущего» построят на нашей платформе

Томск вновь стал пилотом. На этот раз проекта общенационального масштаба – технологической платформы «Медицина будущего». О переходе на платформы как новый инструмент инновационного прорыва заявило Правительство РФ, предложив научной общественности сформулировать свои инициативы. Томичи откликнулись. И небезуспешно.

Итог: рабочей группой по созданию российской ТП «Медицина будущего» руководит проректор СибГМУ Людмила Огородова. К томской платформе уже присоединились более 130 организаций-участниц (у каждой как минимум по 10 прорывных проектов), 38 университетов, 34 НИИ РАН и РАМН, 4 крупных научных центра, 3 гос­корпорации, более 55 инновационных предприятий и промышленных партнеров, в том числе интегрированные структуры, холдинги и организации, представляющие интересы территориальных медицинских промышленных кластеров.

И уже очевидно, что все «платформенно-технологическое» инновационное развитие в стране будет строиться по правилам и механизмам, которые эта рабочая группа разработает.

Безразмерная платформа

С помощью этого, не существовавшего доселе в российской практике инструмента – платформ – правительство решило перенаправить потоки денег, выделяемых на отечественную науку, чтобы эти средства наконец заработали на инновационную экономику.

Цель медицинской ТП – создать сегмент медицины будущего, базирующийся на новых рынках высокотехнологичной продукции и услуг (лекарства, приборы, материалы), их быстром распространении в медицинской и фармацевтической отраслях. Биотехнологические препараты. Инновационные многокомпонентные биокомпозиционные медицинские материалы. Диагностические и лечебные системы на основе молекулярных и клеточных мишеней. Постгеномные и клеточные технологии…

За 8 лет действия ТП «Медицина будущего» предполагается реализовать не менее 250 НИОКР, которые помогут реализации 5–6 крупных инфраструктурных проектов и 30–35 бизнес-проектов в области малого бизнеса – ориентированных на производство 15–20 наименований новых материалов для медицины, 20–30 наименований новых диагностических средств, 15–20 наименований новых материалов для обеззараживания и дезинфекции, 20–25 наименований диагностических и лечебных приборов и 10–12 наименований новой фармакологической продукции.

Сколько это денег? Для появления на рынке только одного инновационного биопрепарата тратится, как правило, сотни миллионов рублей. Так что реализация всего задуманного – миллиарды и миллиарды…

Курьерская скорость

– Скорость, с которой развивается идея, оказалась просто немыслимой, – рассказывает Людмила Огородова. – В августе в Томск приехал замминистра образования и науки по стратегическому планированию Алексей Пономарев – он объезжал регионы, чтобы идентифицировать различные инициативные группы. Нам предложили создать черновик заявки. Задача была абсолютно неформализованная – пишите что хотите, а мы оценим. Собралась команда на базе консорциума вузов – ректоры, проректоры, директора НИИ, инициативные ученые. Работали, что называется, от рассвета до заката.

– Конечно, у нас многое было подготовлено – в Томске есть не только среда, готовая к процессу интеграции, но и опыт такой интеграции, – продолжает Людмила Михайловна. – В основу первого 60-страничного черновика (Vision document – общее видение) был вписан и наш «консорциумный» подпроект «Медицинские приборы, материалы, лекарства и молекулярная медицина». Томская наука давно старается развивать разработки, которые могут быть внедрены, мы давно ищем и находим промышленных партнеров, открываем свои предприятия. То есть нам нужно было не столько генерировать идеи, сколько «достать их из головы» и структурировать…

Черновая заявка томичей была одобрена на уровне федерального округа. Им сказали: обосновывайте, конкретизируйте, привлекайте других участников.

– Перед нами распахнулись многие двери в министерствах и ведомствах. Прошли десятки встреч – на правительственном уровне, в высоких научных кругах, в обыкновенно закрытых бизнес-структурах, на самых передовых фармпредприятиях, – рассказывает Людмила Огородова. – Нам во всем помогали специалисты межведомственного аналитического центра, Высшей школы экономики, Минобрнауки и Минздрава. Для меня это был период многих открытий – и только приятных. У большинства людей, с которыми мы встречались, по-настоящему глаза горят.

22 октября на расширенном заседании рабочей группы был принят меморандум об образовании ТП «Медицина будущего». А 25 ноября в Минэкономразвития ушла развернутая заявка на регистрацию платформы, созданной рабочей группой, – 700-страничный научно обоснованный план всероссийского медицинского технологического прорыва.

– Беспрецедентную работу выполнили сотрудники томских университетов и НИИ, выделив из массы полученных нами за это время проектов крупные комплексы с бюджетами под полмиллиарда рублей, – говорит Людмила Огородова.

Томская прописка

В России уже создано 170 платформ по самым разным научным направлениям. В планах Минэкономразвития – зарегистрировать около двух десятков из них, в том числе одну медицинскую. Заявки будут рассматриваться в феврале, тогда в министерстве официально объявят, какая из них – ядерная, кто к кому присоединится, а чья заявка не будет зарегистрирована вовсе.

Впрочем, с медицинской платформой все более-менее ясно уже сейчас. Кроме Томска медицинские ТП создали МГУ со своим инновационным поясом, большая Академия наук со своими НИИ, научные центры РАН в подмосковных городах Пущино и Черноголовка. И на сегодня все они в той или иной форме высказали желание объединить свои платформы вокруг томской.

– Когда мы писали программу, я думала: все это реализуемо лет через пятьдесят, не раньше. А побывав на инновационных предприятиях, занимающихся биофармацией, узнала: регистрация новых лекарств там запланирована уже на 2012–2013 годы! – поясняет дальнейшие темпы Людмила Огородова. – Но первый год уйдет преимущественно на урегулирование многочисленных вопросов с министерствами и ведомствами, на выстраивание отношений с промышленными партнерами, составление подробного экономического прогноза и формирование механизмов функционирования ТП. В 2011-м мы должны создать все необходимые регламенты и положения – универсальные для всех платформ, которые пойдут за нами, и начать реализацию своих программ в пилотном режиме.

Получается, все будущие ТП, эти мегакластеры всероссийского масштаба, будут основаны на платформах, зарегистрированных первыми.

 

Проекты «из платформы» при внешнем равноправном участии со всеми прочими в конкурсах на гранты, несомненно, будут рассматриваться в приоритетном порядке и будут иметь государственную поддержку. Какую?

– Пока трудно сказать – механизмы не разработаны, – говорит Огородова.

Кстати, суммы по грантовым фондам федеральных целевых программ на следующие 3 года будут в 3–5 раз больше, чем в предыдущее трехлетие.

 

Что такое технологическая платформа

1. Инструмент регулирования инновационного развития

Проблема:

Разрыв между медицинской наукой и крупными промышленными партнерами, способными финансировать разработки, – как пропасть. В эту зону попадают вышедшие из научной среды малые инновационные предприятия, стартапы. Здесь они должны свою новую технологию и опытный образец провести через стадию доклинических испытаний на безопасность. Это прерогатива Минздравсоцразвития. Но у изобретателей технологий (физики, химики, системные биологи) не получается пока выстраивать отношения с Минздравом, да и у него с ними тоже.

Решение:

Технологическая платформа нужна, чтобы урегулировать все отношения между государством со всеми его административными, контролирующими, регулирующими структурами и остальными участниками процесса, в первую очередь инновационным бизнесом. Эти отношения должны строиться четко и прозрачно.

2. Форма государственно-частного партнерства

Проблема:

Промышленные партнеры хотят иметь вокруг себя пояс университетов, чтобы можно было из многих разработок выбирать лучшие. Но сегодня между бизнесом и наукой – вакуум.

Решение:

Для бизнеса важно иметь доступ к базам новых научных данных, где содержались бы результаты интеллектуальной деятельности, информация о коллективах, стадиях разработок. Важно, чтобы эти результаты интеллектуальной деятельности правильно охранялись. Эти базы данных позволят также создать в стране ударные группы (по типу советских закрытых КБ).

Роль государства – сделать работу на этом поле регламентированной, простой и прозрачной, выстроить систему, в которой все госструктуры будут содействовать, а не создавать барьеры. Только тогда движение в системе станет центростремительным.

3. Платформа – самоопределяющаяся организация

Конкурс заявок, по сути, не является конкурсом: нет утвержденных положений и критериев, одна аналитическая работа экспертов, опора на целесообразность. Даже сказать определенно, сколько в стране будет платформ-кластеров через год или два, правительство не может. Если научная общественность и бизнес сорганизуются так, что смогут двигаться и быстро осваивать инновационный рынок, государству это будет только на руку.

Вокруг томской платформы сорганизовалось уже очень многое…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + два =