Бизнес в тонусе

Чего ждут от 2011 года томские предприниматели

2011 год бизнес-сообщество встретило с некоторым напряжением: в новом году существенно увеличивается налоговая нагрузка на предприятия, вырастают тарифы на основные энергоносители, и при этом для многих остаются недоступными кредитные ресурсы. Чего ждут от 2011 года томские предприниматели? Какие шаги намерены предпринять для того, чтобы остаться на рынке? Об этом – эксперты «ТН» Олег Громов и Татьяна Сокольникова.

 

Суровые реалии

Депутат Законодательной думы Томской области, председатель совета Асиновского райпотребсоюза Олег Громов:

– Считаю, что для смягчения давления на бизнес в рамках своих возможностей немало делает областная власть. Снижена налоговая нагрузка на предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, облегчена процедура уплаты транспортного и имущественного налога, успешно действует областная программа поддержки малого бизнеса. Однако когда я встречаюсь с предпринимателями, они заявляют: темпы роста налоговой нагрузки, тарифы монополистов опережают рост выручки. В результате увеличивается себестоимость выпуска продукции, снижается рентабельность производства, многим предприятиям грозит банкротство.

Как прогнозирует Минрегионразвития РФ, повышение цен на тепловую энергию в 2011 году в среднем составит 12–14%, на водоснабжение и канализацию – 18–20%, электроэнергию – 10%, газоснабжение – 17%. Что в этой ситуации остается делать руководителю малого и среднего предприятия, производящего реальную продукцию, а не торгующего фантиками? Закрыть фирму, уволить часть персонала, срезать зарплату, убрать соцпакет, увеличить отпускные цены на продукцию? Меры государственной поддержки забюрократизированы, и большинству предпринимателей их получить практически невозможно. Не упрощаются, а еще более усложняются налоговые взаимоотношения. В связи с отменой единого социального налога и замены его страховыми взносами с 1 января 2011 года увеличивается отчетность, возрастает нагрузка на фонд оплаты труда – например, на малых и средних предприятиях в 2,5–3 раза.

Поэтому скажу, что предприниматели с тревогой относятся к перспективам 2011 года. Особенно тяжело малому сельскому бизнесу. Например, по итогам 9 месяцев 2010 года все четыре сельские потребительские общества, входящие в состав Асиновского райпотребсоюза, сработали с убытками. При этом, согласно предварительным расчетам, за счет увеличения страховых взносов для малого бизнеса по системе райпотребсоюза Томской области издержки за 2011 год вырастут на 12 млн рублей, или дополнительно на 4% к объему продаж 2010 года. Добавим сюда повышение тарифов естественных монополий, рост оптовых цен на сырье и товары, недоступность и дороговизну кредитов, а также повышение стоимости нефтепродуктов за счет увеличения акцизов. Снижение транспортного налога в 2011 году на 50% тоже не приведет к уменьшению затрат предприятия. Транспортный налог самого массового автомобиля (до 150 л) составит за 2010 год 3 600 рублей. Экономия – 1 800 рублей. При этом повышение ГСМ даже на 1 рубль (а эксперты прогнозируют повышение на 3 рубля) при годовом потреблении в среднем на один автомобиль 7 200 литров топлива приведет к увеличению затрат на 7 200 рублей…

В общем, одно дело – мечты о сбалансированной, динамично развивающейся экономике области, и совсем другое – суровая реальность. Не исключаю, что ценовые ножницы 2011 года приведут к массовому банкротству малых и средних предприятий.

Новые идеи как необходимость

Исполнительный директор ООО «МО «Аргумент» Татьяна Сокольникова:

– Состояние бизнеса в Томской области неотъемлемо от трендов мировой экономики, эту зависимость мы все больше ощущаем. Общих тенденций для всего бизнес-сообщества очень много. Увеличиваются, например, темп и событийность жизни на фоне растущей неопределенности. Ускоряются темпы появления новых товаров и услуг. Меняется потребитель. Например, растет вклад женщин в экономику: они все чаще покупают и становятся руководителями. Растет осведомленность потребителя в основном благодаря Интернету. Происходит сжатие маржи в реальном секторе экономики. Все эти факторы вместе с растущими налогами и тарифами на энергоносители, усилением конкуренции за покупателей и за персонал, нестабильностью экономики в целом продолжают держать бизнес в тонусе. И я не могу сказать однозначно, что это плохо. Новые условия порождают новые идеи, и главное, что за этим следует, – это развитие.

Думаю, в 2011 году бизнес будет придерживаться следующих стратегических приоритетов: наращивание эффективности бизнес-процессов, выход на новые рынки и территории, расширение присутствия в растущих отраслях и сегментах рынка. Динамика экономики России будет зависеть от тенденций стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии, Китая, США, от конъюнктуры на глобальных рынках углеводородов, металлов, древесины, зерна, а также от действий нашего правительства. К сожалению, Россия как бренд по результатам международных рейтингов сохраняет негативную динамику…

Что делать тем, кто живет и работает в Томске и области? Нужно не полениться и провести системную рефлексию действий компании в период острой фазы кризиса. Принять решение и заместить все позиции топ-менеджеров конкурентоспособными руководителями. Важно понять, что сейчас, чтобы победить, нужно приобрести лучших игроков. Даже если при этом отцу-основателю придется уступить свое место профессиональному управленцу.

Банальная вещь, но она остается актуальной: необходимо качественное управление клиентской базой. Клиенты были и остаются актуальным и потенциальным генератором прибыли. Именно от покупателя зависит величина заработной платы сотрудников компании, а директор ее только распределяет. Поэтому необходимо управлять клиентской базой, творчески и с учетом всех трендов провести классификацию клиентов.

Серьезным шагом, особенно для производственных компаний, должно стать внедрение многоуровневого подхода к управлению себестоимостью. Важно продолжать наращивание интернет-активности, сервисной составляющей и вывод на рынок предложения в максимальном контрасте по отношению к конкурентам.

 

Общественная палата РФ вместе с Институтом экономики переходного периода осенью 2010 года провела репрезентативный опрос руководителей предприятий по всей России. Опрос показал, что на повышение ставок страховых взносов они собираются реагировать следующим образом: повышением отпускных цен на продукцию – 25%, переоформлением зарплат на самых высокооплачиваемых работников с последующим перераспределением в конвертах – 21%, увольнением работников – 10%, снижением инвестиций – 10%, сокращением социальных расходов на персонал – 15%, снижением заработной платы для всех сотрудников – 6%, переходом на нелегальную занятость, «уходом в тень» – 4%, снижением прибыли – 3%, остановкой предприятия – 3%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − два =