Цунами не будет

Ценовой галоп – 2010–2011: неприятно, но не катастрофично

 

Рост цен на продовольствие по итогам 2010 года составил 12,9%. Но это «средняя температура по больнице», которая мало соотносится с реальным самочувствием потребителя. Потому что цены на плодо-овощную продукцию выросли на 45,6%, крупа и бобовые прибавили 58,8%, молоко – 24,5%, растительное масло – 35,3%, сахар – 18,8%, а отдельные рекордсмены вроде пресловутой гречки умудрились подорожать более чем втрое…

Многие экономисты называли происходившее на российских рынках осенью прошлого года ценовым шоком. А специалисты Центра развития Высшей школы экономики прогнозируют, что в первом полугодии 2011-го возможно большее усиление потребительской инфляции.

Ускорение роста цен, по мнению экспертов ВШЭ, обу­словлено разрывом между российскими и мировыми ценами на продукты питания, предстоящим повышением регулируемых тарифов и ростом ставок страховых взносов во внебюджетные фонды. «Это неизбежно разгонит цены по всему кругу товаров», – уверены экономисты ВШЭ.

 

«ТН» попросили разъяснить смысл происходящего на томском продовольственном рынке начальника Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области Елену Бушманову.

Спросовая инфляция

– У прошлогоднего и нынешнего роста цен, к сожалению, есть серь­езные объективные причины – подорожание сельхозсырья, в первую очередь – зерна. По данным ОАО «АК «Томские мельницы», цены на зерно начиная с июня 2010 года ежемесячно росли, увеличившись в итоге в 2,2–2,4 раза по сравнению с 2009-м. Молоко-сырье подорожало на 55,9%. Это так называемая спросовая инфляция, то есть рост цен связан с сокращением объема производства при сохранении объема спроса. Первопричина – засуха в европейской части России.

Мы такое уже проживали. Похожая ситуация была в 2007 году – тогда зерно подорожало более чем вдвое, но когда в 2008-м собрали нормальный урожай, цены на зерно начали снижаться, а вслед за ним – и на муку, и на другие продукты…

– Но разве тогда цены так росли?

– В 2007-м продукты у нас в области подорожали на 13,8%, а в нынешнем – на 11% …

– Хорошо, прошлогодняя засуха взвинтила цены на зерно, на крупы, овощи в Центральной России. Но Европа далеко. У нас урожай на картошку-морковку был приличным. Почему же морковь на томском рынке продается уже практически по цене яблок?

– Есть законы экономики: спрос рождает предложение. В европейской части России неурожай на все, поэтому покупатели-оптовики из Москвы, Питера, из центральных регионов едут за овощами в том числе и в томскую глубинку. И предлагают очень хорошую цену. Неужели производитель после этого выйдет на местный рынок с «плохой» ценой? А с другой стороны, это стимул для развития личных подсобных хозяйств на селе.

Крепкие середнячки

– От неурожая в Европе страдают все сибирские регионы?

– По статистике и в противоположность нашим потребительским ощущениям, в 2010-м суммарно все товары и услуги на потребительском рынке Томской области подорожали на 7,9%. Это второе рейтинговое место среди регионов СФО после Новосибирска. Если проанализировать средние цены на 27 основных продуктов питания по территориальным центрам Сибири, можно сказать, что мы – в крепких середняках, в основном занимаем 6-е рейтинговое место из 12. Ни на один из этих 27 наименований продуктов не зарегистрированы самые высокие средние цены среди соседей по СФО.

– А самые низкие?

– Самые дешевые у нас сливочное масло и мясо кур – первое место по СФО, свинина – второе. А вот по говядине мы третьи снизу, девятое место. Все объяснимо. За недорогих кур и свинину – спасибо мощным свинокомплексу и птицефабрикам, а говядина очень дорогая, потому что своего производства не хватает…

При проведении мониторинга цен в регионе в 2010 году мы выявили тенденции подорожания, характерные для всей России. Избежать этого невозможно – мы же существуем в едином экономическом пространстве.

Рычаги торможения

– Что-то можно предпринять здесь, на месте, чтобы как-то обуз­дать цены?

– В области создана система мер, направленная на стабилизацию цен на потребительском рынке как экономического, так и административного характера. Распоряжением губернатора еще в 2007 году создана межведомственная рабочая группа по контролю за ростом цен, аналогичные группы есть и в муниципальных образованиях. В 2007 году был определен перечень из 16 социально значимых продуктов питания, на которые ограничены торговые надбавки и уровень рентабельности – в Томске и южной группе районов до 15%; в северной – до 20%. В связи с резким ростом цен на крупы прошлым летом с сентября перечень дополнен двумя позициями: пшено и гречка. Мониторинг цен на продукты, лекарства, ГСМ и тарифы ЖКХ проводится еженедельно (в целом по области) и ежемесячно (по муниципалитетам). И по всей цепочке: производство, оптовая торговля и розничная сеть.

– Мы можем только констатировать?

– Не только. По результатам мониторинга цен мы взаимодействуем с антимонопольной службой и прокуратурой. В сентябре прошлого года ООО «Сибирская губерния», например, пришлось снизить цены на яйцо на 18–30% в зависимости от категории. Возбуждены дела по нарушению антимонопольного законодательства на рынках яйца, молока и гречневой крупы в отношении семи организаций – ООО «Сибирская губерния», ТФ ОАО «Компания «Юнимилк», ООО «Агроторг», ООО «Терминал Групп», ООО «Закрома Сибири», ООО «Доставъка», ИП Сорокин М.И. Как нам стало известно 2 февраля, региональное УФАС признало виновными в нарушении (ценовом сговоре на рынке оптовой продажи гречневой крупы) три компании: «Агроторг», «Доставъку» и ИП Сорокин М.И., сейчас готовятся предписания и решается вопрос о штрафах. По обращениям граждан обследуем, как магазины соблюдают рекомендованные торговые надбавки. В 2010 году провели 323 таких обследования. Следствие – реальное снижение стоимости продуктов.

– А экономические рычаги?

– Развитие конкуренции на потребительском рынке области. В последние годы мы уделяем большое внимание организации торговли самими сельхозтоваропроизводителями. В 2010 году их продукция продавалась на 250 торговых местах рынков Томска, из них 160 мест предоставляются селянам со скидкой до 60%. В летне-осенний период на розничных рынках области выделяется около 500 бесплатных торговых мест, в том числе 300 в Томске. В областном центре ежегодно проводятся ярмарки. С августа 2009-го организованы ярмарки выходного дня, работают 15 площадок, 10 – зимой. Эта торговля составляет существенную конкуренцию торговым сетям и позволяет населению закупать сельхозпродукцию по низким ценам.

Что ждать?

– Чиновники очень не любят прогнозы. Но вас, Елена Константиновна, я все же попрошу его сделать. Ждать ли в первом полугодии ценового цунами, которое нам прогнозировали специалисты ВШЭ?

– Нас ожидает непростое полугодие, и надо быть к этому готовыми. Думаю, продолжится подорожание продуктов питания за счет подорожания сельхозсырья на отечественном и мировых рынках (в России – по причине засухи, на мировых рынках – в связи с наводнениями в Австралии и Бразилии) и увеличения размера страховых взносов в социальные фонды.

– Продолжится – на сколько?

– Как правило, на 4–5% дорожают продукты за первое полугодие (здесь – рост зарплаты, тарифов, модернизация производства и другое) в периоды стабильных цен на сельхозсырье и стабильного налогового климата. К ним в этом году прибавится еще некоторый рост за счет подорожания сельхозсырья и роста налоговой нагрузки. Возможно, 8–9%. Уровень цен на продукты питания во втором полугодии будет зависеть от нового урожая и цен на мировом рынке.

Но совсем не факт, что реализуется наш прогноз. У правительства есть рычаг – федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, основная задача которого – стабилизация цен на потребительском рынке до нового урожая.

Но ценового цунами, о котором говорили аналитики ВШЭ, на мой взгляд, в любом случае ждать не надо. Сегодняшняя ситуация непростая, но не уникальная и уж тем более не катастрофичная. Ведь в 2007–2008 годах никаких цунами у нас не случилось…

 

Динамика прошлогодних средних цен на продукты питания в области (по данным «Томскстата»)

Мука

2010 год: с января по июль снижение, с августа – постоянный рост; за год мука высшего сорта подорожала на 12,7%. Причина: рост цен на зерно.

2009 год: подешевела на 18,3%. Причина: снижение цен на зерно.

Хлеб

2010 год: хлеб пшеничный первого сорта и хлеб ржано-пшеничный подорожали соответственно на 8,6 и 8,8%. В сентябре достигнута договоренность с хлебопеками о замораживании цен на социальный хлеб до конца 2010 года, в итоге его производство имело отрицательную рентабельность около 30%. Причина: повышение цен на зерно; цены на пшеницу третьего класса выросли в 2,4 раза; на муку пшеничную первого сорта – на 42%.

2009 год: снижение на 0,9 и 2,3% соответственно.

Молоко, сметана, творог

2010 год: молоко подорожало на 24,5%, сметана – на 14%, творог – на 15,6% . Причины: рост закупочных цен на молоко-сырье на 55,9%, исключение молочного напитка из ассортимента продукции.

2009 год: молоко подорожало на 1,7%, сметана подешевела на 6,2%, творог подорожал на 1%.

Мясо кур

2010 год: незначительные колебания, в итоге – снижение на 3,5%. Причина: ценовая политика формируется местными производителями, занимающими существенную долю рынка.

2009 год: подорожало на 3,1%.

Колбаса вареная

2010 год: подорожала на 6,8%.

2009 год: подорожала на 10,6%.

Яйцо куриное

2010 год: снижение, начавшееся с апреля (окончание пасхальных праздников), продолжалось до сентября. В сентябре яйцо «Сибирской губернии» подорожало в 1,7–2 раза. После вмешательства прокуратуры рост цен приостановлен. В декабре – сезонное повышение. Итого: рост на 11,4%.

2009 год: снижение на 9,3%.

Маргарин

2010 год: снижение на 0,1%.

2009 год: подорожание на 4,4%.

Картофель и капуста

2010 год: подорожали соответственно на 47,6% и в 2 раза.

Причины: в области урожай капусты ниже прошлогоднего (19,7 тыс. т против 26,3 тыс. т).Подорожание картофеля (уро­жай выше – 250,2 тыс. тпротив 237,9 тыс. т) за счет повышенного спроса со стороны европейской части России.

2009 год: снижение цен соответственно – на 25,9 и 15,9%.

 

СЛОВО АВТОРА

Инесса ЮШКОВСКАЯ, корреспондент «ТН»:

Насколько же подорожает нынче пища насущная? В прогнозах столичных публичных аналитиков встречаются как сдержанные (12–13%), так и отчетливо алармистские прогнозы (30%-е и даже более удорожание едва ли не всей продуктовой линейки).

Чему верить, каждый выбирает для себя сам в соответствии со своими ощущениями и наклонностями. Поклонники аларма закупают сахар и прочее мешками (впрочем, они делали это всегда – и в прошлом, и в нынешнем веке). Остальные рассуждают: на всю жизнь не закупишься, поживем – увидим. Когда первых становится больше, и это накладывается на определенные шаги оптовых продавцов, стремящихся использовать случай в свою пользу, возникает ажиотажный спрос – именно это, говорят эксперты, разогнало в прошлом году цены на гречку…

Правоту этих рассуждений и прогнозов подтвердит или опровергнет сама жизнь – как она подтверждала и опровергала их в минувший продовольственный кризис 2007–2008 годов. Который, надо заметить, слабо отложился в общественно-потребительской памяти.

Какой из всего вышесказанного может сделать вывод автор для себя лично? Нынче же завести огород. Чтобы впредь поменьше зависеть от европейских погодных аномалий…

Написать письмо автору можно по e-mail: inessa@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − одиннадцать =