Нос по ветру, или Как воспитать инновационного человека?

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации профессор МПГУ Татьяна Ковалева в Томске – частый гость. У коренной москвички с городом связаны самые теплые воспоминания. Здесь она, воспитанница МПГУ, приобрела свой первый профессиональный опыт. В 1990 году стояла у истоков первой в России частной школы «Эврика-развитие». «Современная российская школа сегодня переживает непростой переходный период – находится в поиске собственного лица», – убеждена профессор. Своим взглядом на современное инновационное образование Татьяна Ковалева поделилась с корреспондентом «ТН».

– Новое время предъявляет к людям принципиально новые требования. Сегодня в России провозглашен курс на создание инновационной экономики, построение инновационного общества. Что значит делать ставку на инновации? Это значит выбирать жизнь вне нормативов и внешних ограничителей. Инновационный режим жизни означает, что ты живешь в неизвестном, неструктурированном обществе. Твоя задача: улавливать тенденции и создавать проекты, которые их отражают. Если проект попадает в тенденцию – он развивается. Если нет – он становится неконкурентоспособным и остается на периферии. В этой ситуации важно не растеряться, а переключиться – начать реализовывать другие варианты, которые должны быть в запасе у нового человека. Так вот, главная задача современной школы – научить ребенка жить в этом инновационном режиме.

– Получается, что широко обсуждающийся сейчас проект федерального государственного стандарта школы (ФГОС), по которому ученикам и родителям предоставляется возможность выбора образовательной траектории, – попытка вывести школы на этот вектор?

– Это первый шаг в этом направлении. Хотя, честно говоря, я до сих пор не воспринимаю проект стандарта для школы как законченный документ. Ясно, что он требует доработки. Для меня, как для ученого, педагога, в образовании крайне важен принцип индивидуализации. Поэтому ограничение по выбору предметов из каждой области вызывает внутренний протест. Почему один или два предмета, а если кто-то вдруг захочет выбрать пять и все из математического блока? Непонятно. Вызывает вопросы и набор из четырех обязательных предметов. Я считаю, что среди них обязательно должен быть русский язык. Главный плюс нового стандарта старшей школы я вижу в том, что он предполагает уход от нормативного регулирования школы к так называемому рамочному. То что государство регламентирует содержание учебного процесса лишь на 40%, остальные 60% оставляет на откуп школы, оно тем самым позволяет ей приобрести свое лицо.

– На ваш взгляд – это плюс?

– На мой взгляд – да. Но на взгляд учителя классического образца, привыкшего к нормативам, нет. Потому что ситуацию стопроцентной ясности сменяет ситуация, в которой ты сам должен определить, как тебе работать. И многие этого безумно боятся.

– Многим родителям тоже сложно представить, как физика, биология или литература могут вдруг исчезнуть из расписания старшеклассников…

– Бытовое сознание, как правило, не очень рефлексивно. Для человека то, как его учили, становится аксиомой. Раз меня так учили, значит, и моих детей нужно учить точно так же. Но это справедливо лишь для традиционных сообществ. В свое время мы были на стажировке в Дании. Первым делом мы начали спрашивать про стандарт образования в датских школах. Оказалось, что это три предмета: датский фольклор, датский язык и хоровое пение. Услышав это, русский учитель просто сходит с ума: а как же физика, а математика? Все остальные предметы в Дании – это ситуация конкретного договора школы, ребенка и родителя.

Советская традиция классического образования долгое время была связана с естественно-научной картиной мира. Но естественно-научная парадигма предполагает существование лишь одной истины, которую можно проверить и доказать экспериментальным путем. Но этот подход не является единственным в современном мире. Если верить философу В.С. Библеру (концепция «Диалог культур»), человек XXI века войдет в историю как человек диалогичный. А конец XX – начало XXI века как время, когда стало очевидно, что в мире нет одной истины.

– Так чему нужно учить инновационного школьника?

– Главная цель современной школы – это навигация. Я понимаю разочарование предметников, ошарашенность родителей: как это, мой ребенок чего-то не будет знать? Но мир столь разнообразен! Сегодня пора избавиться от иллюзии, что в рамках школьного курса можно обучить всех и всему. Современному школьнику надо предложить курс современного естествознания как вхождение в мир физики, химии, биологии, геологии, астрономии, а дальше он это возьмет сам; курс современной логики как вхождение в мир информатики, математики и так далее. При этом важно дать навыки самостоятельного получения информации. Что случится, если в рамках старшей школы ребенок не выберет физики или математики? Ничего страшного. Если ему эти знания в дальнейшем понадобятся, существуют разнообразные курсы, Интернет – он в любой момент сможет восполнить пробелы, главное, чтобы он владел технологией самостоятельного получения знаний.

– Что сегодня необходимо для того, чтобы российская школа перешла на инновационные рельсы?

– Сегодня российская школа находится в непростом переходном периоде. С одной стороны, нам нельзя потерять то лучшее, что было в советской школе: исполнительность, организацию, дисциплину, установку на академичность. С другой стороны, надо понимать, что в современном мире невозможно без широкого гуманитарного сектора: знания языков, мобильности, толерантности, умения общаться. Следуя этим ориентирам, нам необходимо создавать собственную образовательную модель. Но для этого, как для любой системной перестройки, понадобится время. Необходимо, чтобы появилось определенное количество людей, по-другому, масштабно мыслящих. В школы должны прийти люди, которые уже воспитывались не только на идеях коллективизма, люди, которые понимают ценность индивидуализации, ценность свободы ребенка. А за ними те, кто не только это понимает, но и сумеет обеспечить такое образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =