Ни тени сомнения

Массового перехода на серую и черную зарплату в Томской области пока не случилось. Бизнес ищет другие варианты

Из-за повышения страховых взносов до 34% стали падать сборы по НДФЛ, что свидетельствует об уходе предприятий в тень. Об этом написали деловые федеральные издания, изучив поступление налоговых сборов за первый месяц 2011 года. Как выяснили «ТН», в Томской области бизнес пока более сознательный.

Растем потихоньку

– В нашем регионе налог на доходы физических лиц не упал. Конечно, определенные процессы в связи с уходом в тень присутствуют, но не катастрофические, – оценивает ситуацию председатель комитета налоговой политики и доходов Департамента экономики Томской области Сергей Антони.

По данным департамента экономики, поступления по НДФЛ в консолидированный бюджет Томской области за январь 2011 года составили 669 377 тыс. рублей. В январе 2010-го – 621 271 тыс. руб­лей, то есть наблюдается рост на 7,7%.

В целом же, по прогнозам Мин­экономразвития, в 2011 году региональные бюджеты России могут недобрать 300–400 млрд руб­лей подоходного налога, а внебюджетные фонды недополучить около 800 млрд рублей, или почти 1,5% ВВП.

Смерть черным

– Рост НДФЛ не показатель того, что томский бизнес открыт и честен, тем более что полная картина по этому налогу будет только в марте следующего года, – говорит директор ООО «МББ-Аудит-Томск» Андрей Салдин и объясняет: – Сегодня работать вчерную и полностью не платить налоги и сборы невозможно, поскольку надежных механизмов обналивания для средних и крупных предприятий уже не существует. За предыдущие пять лет налоговая инспекция вскрыла практически весь механизм обналивания (не случайно страховые взносы подняты именно сейчас, когда есть результаты этой работы). Так, все фирмы-однодневки были занесены в базу данных (по директорам, по месту регистрации, по банкам, которые с ними работают), и каждая вновь созданная контора проверялась на признаки обнальной. Работала комиссия по легализации объектов налогообложения, которая анализировала начисление заработной платы в организациях, и так далее.

Поэтому сейчас, когда выросли ставки страховых взносов, предприятия просто не могут резко снизить белую зарплату всем сотрудникам. Это первая причина, почему НДФЛ в области не падает.

Голь на выдумку хитра

Однако искать способы снижения издержек все равно приходится, и готовить почву бизнес начал еще в прошлом году. Самый распространенный метод, по мнению и томских, и московских экспертов, – перераспределение заработной платы в целях сокращения страховых взносов. Директор назначает себе (или нескольким сотрудникам) зарплату, скажем, в 2 млн, но 34% во внебюджетные фонды платит с суммы 465 тыс. рублей (суммы выше этой взносами не облагаются). Впоследствии директорская зарплата делится в конвертах между всеми работниками. Де-юре фонд оплаты труда остается белым, соответственно, не особо меняются и отчисления по НДФЛ. А вот внебюджетные фонды сильно недобирают. То, что описанный способ имеет место быть, косвенно подтверждает статистика Управления ФНС России по Томской области. На его официальном сайте (www.r70.nalog.ru) сообщается:

«По налогоплательщикам, администрирование которых осуществляется УФНС России по ТО, во все уровни бюджетов и в государственные внебюджетные фонды за январь 2011 года перечислено 2 895,3 млн рублей, что на 108,9 млн, или на 3,6%, ниже уровня января 2010 года. Снижение поступлений во многом связано с изменением законодательства в отношении ЕСН – платежи в государственные внебюджетные фонды за отчетный месяц составили 10,4 млн рублей, или всего 2,5% от показателя января 2010 года».

Готовы уступить

Правительство уже готово пойти на попятную: в прошлом месяце Владимир Путин поручил Минэкономразвития, Минфину и Минздравсоцразвития подумать, можно ли снизить ставку страховых взносов. Якобы ведутся расчеты по снижению ставки до 26 или 20%, параллельно ищутся другие варианты. Например, организация «Деловая Россия» предложила повысить доходы внебюджетных фондов, прежде всего пенсионного, за счет акцизов или повышения размера зарплаты, с которой взимаются взносы. До 1 марта будут внесены согласованные предложения.

– Честно говоря, я не верю, что страховые взносы понизятся для всех: достаточно посмотреть на дефицит Пенсионного фонда РФ, чтобы понять, что через пару лет его и так будет нечем закрывать, – говорит Андрей Салдин. – На мой взгляд, самый вероятный вариант изменения налоговой политики в дальнейшем – уход от плоской шкалы подоходного налога и введение дифференцированной ставки НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − восемь =